Виттенберг начинался, как поселение фламандских колонистов (1180 г). С 1293 года он становится городом. В 1502 году в Виттенберге основан университет, профессором богословия в котором вскоре стал Мартин Лютер, инициатор протестантской Реформации. Среди известных жителей также принц Датский из "Гамлета" и Иоганн Георг Фауст, доктор и чернокнижник, ставший прототипом нескольких литературных произведений, самым известным из которых является одноименная трагедия Гёте. Во времена ГДР город являлся её частью.
Если из Дрездена в Лейпциг я ехал на междугороднем поезде, то в Виттенберг из Лейпцига отправился региональным. Вагоны их отличались друг от друга компоновкой, но я так и не смог определить, какая мне понравилась больше. Думаю, что для пассажиров, везущих с собой крупный багаж, лучше подойдёт второй вариант. Я поставил велосипед в специальном отсеке, сел рядом и стал смотреть за окно, интересуясь немецкой глубинкой. Сразу после Лейпцига встретилось целое поле ветряков, лопасти которых лениво вращались. "Какая же у них рентабельность?..." - потревожился я за экономику наших германских партнёров. Изредка были видны дома с солнечными батареями на крышах. Надо сказать, что вид населённых пунктов не вызывал сильных положительных эмоций: кругом было серо и буднично. У одного здания, находящегося рядом с железнодорожным полотном, были выбиты все стёкла, заколоченные двери подсказывали, что произошло это не вчерашней ночью. За время следования не было ни одной проверки билетов, и это обстоятельство можно было счесть весьма позитивным знаком свыше.
Приехав на место, я первым делом поехал устраиваться на постой. Оказалось, что мне предстоит жить в гостевом доме, который держала парочка благообразных пенсионеров. Общаться мы стали на смеси русских, английских и немецких слов, подкрепляя их понятными жестами. Хозяйка сообщила, что, при наличии желания, я могу взять номер меньше, но дешевле. Что и было сделано. Первым делом поинтересовался окрестностями. Это вид соседних участков. Точно так же выглядел и наш. Основным видом флоры являлась сочная стриженная трава.
В коридоре я увидел знакомый по Дрездену силуэт.
- Мартин Лютер?
- Да...
- Почему фигура красного цвета? Он что, коммунист или революционер?...
- Нет, - дама улыбнулась, видимо, коммунисты не вызывали у неё каких-либо неприятных эмоций.
Между прочим, Лютер является самым настоящим революционером. Он выступил против католичества и добился успеха. Пусть лютеранство переживает сейчас не лучшие времена, а, может быть, и вовсе угасает, но его действия серьёзно изменили мировоззрение многих людей. И католичество тоже, дав понять ему, что, в своей деятельности, нужно учитывать многие обстоятельства. В том числе то, что мир меняется и будет меняться.
Т.к. уже наступал вечер, а, из-за пасмурной погоды, фотодень и без того сократился, я решил посвятить оставшееся в этот день время обустройству своего быта. Одной из важнейших сторон которого являются вопросы питания. Побывав, к этому времени, в нескольких германских магазинах, я убедился, что цены на продукты здесь высоки, по сравнению с Польшей или Чехией. Если там я покупал товары из нижней ценовой категории, и находил их съедобными, то здесь дешёвая колбаса была мною выброшена сразу же, после первой пробы. Получалось, что вдобавок к более дорогим билетам и ценам на гостиницы я должен буду ощутимо больше платить и за продукты. Придя в соседний супермаркет я неторопливо прошёлся по торговому залу: нужно было спокойно определиться с составлением дальнейшего меню. В итоге купил разделанную сырую курятину (она здесь недорога), и, как всегда, картошки, огурцов, помидоров, яблок и хлеба. Эти продукты и в дальнейшем будут составлять значительную часть моего рациона. Кухня выглядела примерно так, как я представлял себе: на столах и в шкафчиках было много всяких мелочей. Если и этого не хватало, то хозяйка лезла в один из закутков и, с заметной гордостью за себя, доставала необходимую вещь. Часть посуды и столовых приборов прожили уже долгую жизнь. Это можно было определить по их форме, декору и иным элементам оформления, присущим разным, канувшим в Лету, эпохам. В конце концов, я наелся досыта, размочив съеденное любимым с детства куриным бульоном и плюхнулся в постель у приоткрытого окна.
Проснулся от чириканья германских птиц, пение которых ничем не отличалось от того, что мы можем услышать на Родине. Долго сидел на кухне, которая всего за день стала хорошо знакомой и практически родной. Затем отправился в город, понимая, что Виттенберг невелик, и я всегда могу заскочить в гостиницу по неотложному делу. Район, в котором я поселился, был полностью застроен частными домами.
Жители Германии могут свободно выбирать себе депутатов, королев красоты, вид гарнира к сосискам и многое другое, в том числе, тип и наполнение своего дома. Тем не менее, нельзя сказать, что на улицах Виттенберга можно увидеть всплеск фантазий владельцев недвижимости. Почти все строения укладывались в несколько категорий, различия между которыми невелики. Что это - регламентация муниципалитетов, единообразие мышления или проявление рационализма сказать трудно. Если ещё вспомнить показанные выше одинаковые дворы... Думаю, что следующий римейк фильма "Ирония судьбы" можно смело снимать здесь.
Есть здесь и пятиэтажки. Сами дома фотографировать я не стал. Покажу только дверь в парадную.
И велосипеды у входа. Кататься здесь очень удобно, что жители города и делают весьма активно.
Есть свой негатив. Как и везде. Брошенный мимо урны мусор, небольшие проблемы на тротуаре или вот это: кому-то не понравился столбик, преграждавший выезд. Но этого мало, гораздо меньше, чем в Дрездене, к примеру. И далее я подметил, что малые города Германии удобнее для спокойной жизни и чище, чем крупные. Наверное, этот момент ценят пенсионеры.
А школа оригинальна.
Торговый центр. Меня обогнал мужчина на велосипеде, с укреплёнными спереди и сзади местами для багажа. Оказалось, что это местный почтальон.
В Виттенберге есть и современный район, но я туда не поехал. Как мне сообщила хозяйка, он возведён на месте бывшей воинской части ВС СССР. В ней проходил службу мой брат... Теперь в городе ничто не напоминает о том, вообще-то, недавнем, времени.
Вокруг старой части Виттенберга есть кольцо более поздних сооружений. По нему и прогуляемся сначала.
Улица Адольфа Г.
Ворота Новой ратуши. Больше ничего в этом интересном сооружении, к сожалению, сфотографировать не удалось.
Навстречу мне шла парочка пенсионеров. Поддерживают друг друга так, что создаётся впечатление, что прекрати они это делать, так сразу упадут. При виде меня у них появляется тревога, и они начинают выбирать себе место на тротуаре, который предназначен и для пешеходов, и для велосипедистов (проведена черта). Я сбавляю скорость до минимума и жду, когда они сделают выбор. Проехав мимо них, встречаю уток, задержавшихся на дороге. Останавливаюсь снова, и жду, пока они пройдут (рядом, оказывается, пруд). Идущая навстречу пожилая фрау бросает в мою сторону фразу на немецком языке. Т.к. она произнесена с явным дружелюбием и нескрываемым желанием поболтать, то я откликаюсь:
- Нихт ферштейн! По-русски Вы не говорите?...
Оказалось, что говорит. Она из семьи педагогов, преподавала немецкий, а её муж, тоже учитель, русский язык. Как раз в той школе, которая из-за интересного внешнего вида была показана мною выше. Поговорили на нейтральные темы. Какой-либо вражды или неприязни я не почувствовал. Впрочем, ко мне негативно, вообще, редко относятся, так что в качестве индикатора настроений я выступать не могу.
Продолжаем следовать вокруг старого центра.
Сад Лютера.
Видно, что его территорию увеличивают.
Не знаю, сколько там деревьев, но у каждого свой номер, и указана фамилия человека посадившего его. Идея замечательная. Её можно применять в различных вариантах. В каждом городе есть места, где можно устроить такие парки. Например, парк выпускников школ, в котором, каждый изъявивший желание молодой горожанин посадит своё дерево и будет следить за ним на первых порах. Установит табличку со своей фамилией, и к ней смогут приходить его потомки.
На одной из табличек читаю название улицы - Лютерштрассе. Появляется уверенность, что здесь должны быть интересные дома. И она оправдывается.
Как только появляется возможность, заезжаю в Старый город. Виттенберг не получил серьёзных повреждений во время Второй мировой войны.
Река Эльба течёт чуть южнее. А здесь её замещает канал небольшой ширины.
Шлосскирхе - Замковая церковь (фрагмент замка сохранился, он находится за кирхой) строилась с 1496 по 1506 годы. Именно к её воротам прибивал свои 95 вопросов к католичеству Мартин Лютер. Случилось это в 1517 году. Потом здание разрушалось, и было восстановлено в конце XIX века. Сгорешие деревянные двери были заменены на бронзовые, на которых отлиты тезисы Лютера.
Городской парк Виттенберга. В нём находится кладбище советских воинов.
Одна из аллей.
Католическая кирха Св. Марии. Основная часть верующих в Виттенберге лютеране. Да и сам город имеет второе название - Лютерштадт.
Нечто автомобильно-современное.
Район Рыночной площади.
И она сама.
На заднем плане Штадткирхе (XIV век). В ней также читал проповеди Мартин Лютер.
Старая ратуша (1542 г). Предположительно здание служило рыцарям, тут проходил суд, который выносил решение о казни. В западной части есть погреб, в восточной – тюрьма. На втором этаже располагались сообщества портных и сапожников, казначейство. С 1760 года ратуша служила больницей. С 1926 по 1928 годы внутри была произведена реставрация, были сохранены черты здания ХVI века. С 2012 года в старой ратуше находятся большой конференц-зал городского совета, мэр, исторические комнаты, Фонд христианского искусства Виттенберга, некоммерческие организации.
Шикарный вход.
Памятник Мартину Лютеру.
И Филиппу Меланхтону, его соратнику.
Теперь мы будем двигаться к выходу из Старого города.
Бывший монастырь августинцев, где Лютер сначала жил в качестве монаха, а после его закрытия получил часть комплекса для проживания со своей семьёй. В настоящее время здесь работает музей.
Памятник Катарине фон Бора, беглой монахине, ставшей супругой Мартина. Таким образом он нарушил целибат - обязательный обет безбрачия католического духовенства. Фрау Лютер была дамой суровой, но толковой. Чтобы в доме всегда была еда (гости чету посещали часто), она держала скотину, выращивала пшеницу, разводила рыбу в пруду. Известно письмо Мартина Лютера своему финскому последователю Микаэлю Агриколе: " Я хотел передать тебе с посыльным на память небольшой серебряный бокал, но Кете (так Лютер называл жену) выхватила его у меня и спрятала. Подожди, скоро у нее начнутся роды, и тогда уж я постараюсь найти его...". Похоже, что он его не отыскал, и бокал упоминается в описи имущества, проведённой после смерти реформатора.
Не проверял, работает ли сейчас колонка. Семье Лютеров нужно было много воды, т.к. у них было 6 детей, потомки которых известны и сегодня.
Имя Лютера в Виттенберге обыгрывается часто. Например, здесь он предлагает зайти, подкрепиться.
В заключение фотоассорти из Виттенберга.
Назад Вперёд
Перейти к другим рассказам
|