Главная » 2014»Май»6 » Жолква - Крехов. Прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2012 г.
20:25
Жолква - Крехов. Прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2012 г.
Жолква - небольшой городок на севере от Львова. Численность населения менее 14 тысяч человек. Основан он был полководцем, подданным польского короля, Станиславом Жолкевским, который дал населённому пункту своё имя. В ходе раздела Польши 1772 года город был определён в Австро-Венгрию. Во время Первой Мировой войны неоднократно занимался русскими войсками, но по окончании её вернулся в состав Польши. С 1939 года отошел к СССР, вместе с остальной территорией Западной Украины. Большую часть советского периода он назывался Нестеровым, в память о первом в мире таране, который совершил недалеко от него этот легендарный российский лётчик. (Петр Нестеров при выполнении атаки погиб, но и уничтожил вражеский самолет вместе с экипажем).
В 12 километрах от Жолквы находится Креховский монастырь. Можно начать осмотр с него, тем более, что некоторые маршрутки из Львова идут именно до села Крехов. Монастырь основан в начале XVII века монахами Киево-Печерской лавры в пещерах Побойной горы. В 1618 году Станислав Жолкевский закрепил его существование своей грамотой. Здесь бывали Богдан Хмельницкий и Петр Первый. Ежегодно, в конце мая, в монастыре проходят массовые паломничества. Паломники проходят по "Крестному пути" к часовне "Гроба Господнего", расположенной на вершине горы. Креховский монастырь вернулся в строй в 90-х годах XX столетия. В настоящее время выглядит отлично.
Стены монастыря не раз служили местным жителям защитой от нападений врага.
Вид ворот изнутри. Они построены в 1776 году.
Оглядимся вокруг. Оборонная башня XVII века постройки в следующем столетии превратилась в колокольню.
Самым высоким сооружением является четырехярусная колокольня, выстроенная над Восточной башней.
Храм Святого Николая приобрел современный вид в XVIII веке.
Деревянная Петропавловская церковь.
С интересным интерьером.
Колокольня рядом с ней.
Монастырь действующий, а выглядит неестественно чистым и опрятным. Возможно, одна из причин - то, что хозяйственный кластер выведен за пределы крепостных стен. Что вполне разумно, т.к. во времена преобладания "беловоротничковой" преступности они служат слабым укрытием для добра нажитого непосильным трудом...
На хоздворе гуляет разномастная живность.
А рядом с ним по сельски живописный пруд.
Автобусная станция в Жолкве находится у стен бывшего Доминиканского монастыря, обращённого к городу величественным Успенским костелом.
Некоторые признаки говорят о том, что монастырский комплекс находится в состоянии ремонта. Вход в него закрыт. Есть информация, что в нём расположилось местное епархиальное управление.
В систему защитных сооружений входила оборонная синагога 1698 года постройки. К ней примыкали городские стены. Но высокие оборонительные достоинства сооружения не помогли жолковским евреям в 1941 году. Из более, чем 5 тысяч человек не осталось в живых почти никого. В здании планируется открытие Еврейского центра Галиции.
Местный Народный Дом (ДК).
Какой-то домик неподалёку. Трудно сказать, каков его возраст. Для меня главное, что он покрашен недавно. Чего нельзя сказать о подавляющем большинстве остальных зданий города.
Памятник Великой Отечественной войне. Естественно, советского времени. Думаю, что построенный в наше время выглядел бы иначе.
Две церкви рядом.
Святого Лазаря.
И Петропавловская.
Транспорта в Жолкве немного. Можно воспользоваться услугами местных "бомбил", которые терпеливо скучают в центре города. (Съездить в тот же Крехов и обратно). Возможно, можно нанять и опытного гужевика. По крайней мере, один из них негромко посапывал на одной из главных улиц города. Вообще, лошадей в этих краях более, чем достаточно. Очень быстро они перестают вызывать неподдельный интерес у жителя крупного города, редко сталкивающегося с ними в повседневной жизни.
Троицкая церковь была отреставрирована в 1970-х годах.
Её иконостас считается уникальным.
Конечно, самым интересным примером гражданской архитектуры в Жолкве является район Рыночной площади.
Василианский монастырь Рождества Христова сооружён в XVII веке.
В храме Пресвятого Сердца Христова хранятся мощи Святого Партения.
Внутри церкви богатейшие убранство и роспись.
С другой стороны монастырь выглядит иначе.
Ратуша.
Костел Святого Лаврентия построен в XVII веке. С самого начала он задумывался, как главный храм города, усыпальница семьи Жолкевских и пантеон рыцарской славы. В его подземелье похоронена семья основателя города Жолкевского, а также Якуб Собеский, отец польского короля Яна Собеского. В советское время костёл был закрыт. Сейчас отдан католическому приходу, отреставрирован польскими специалистами.
Внутри храма нетрудно перенестись на несколько веков назад и представить себе, что чувствовали прихожане, переступая порог этого заведения.
Боковые приделы.
Орган над входом.
Рядом с храмом сохранился фрагмент городских укрепления с оборонной башней, перепрофилированной позже в колокольню.
Оставшаяся часть городских укреплений с другой стороны площади.
К стене вплотную примыкает Жолковский замок, сооружение которого началось в 1594 году. В конце XVII века здесь находилась летняя резиденция польского короля Яна III Собеского. До последнего времени в замке располагались различные учреждения, школа и жилые квартиры (интересный был почтовый адрес у жильцов).
Оказалось, что приведён в порядок только главный фасад. Вывески сообщают о том, что здесь нынче и заповедник, и музей, и ещё что-то... Но состояние внутреннего двора и зданий, смущённо выглядывающих на него позволяет в этом усомниться...
Было время, когда замок выглядел иначе. Будем надеяться, что всё утраченное можно будет восстановить.
В замке мне подсказали, что на городском кладбище есть интересная церковь.
Ворота городских укреплений.
И башня-колокольня костёла Святого Лаврентия с противоположной стороны.
Здание скотобойни. Похоже, что бывшей.
Кладбище заселено весьма плотно, а потому сфотографировать деревянную церковь удалось только с дорожки между могилами.
Если кто-то захочет насладиться местными видами после захода солнца (или до рассвета), то его взору откроется такая картина.
На обратном пути осмотрел замок с другой стороны. Оказалось, что сразу за ним начинается парк.
Известно, что в Жолковском замке несколько месяцев находилась ставка Петра Первого. Здесь он проводил военные советы. На одном из них обсуждался вопрос об ограничении автономии Малороссии (Украины) и прав гетмана (в то время Мазепы).
Петру Первому не раз докладывали, что Мазепа готовит измену. Но царь отказывался в это верить, или просто старался оттянуть этот момент. Наверное, у какого-то из этих окон он не раз глядел в задумчивости вдаль "Обманет или нет?"
В заключение несколько особняков разного времени постройки, обнаруженных недалеко от старинного парка.
Цікаво, як можна так однобоко трактувати історію. Адже спочатку той самий Петро 1-й зрадив того ж самого Мазепу - одноосібно обмеживши права гетьмана і нашої країни, з чим. зрештою, й сам автор погоджується. От тільки для автора. як і для росіян загалом, це нічого не варто, варта лише так звана "ізмєна" Мазепи.
А те, що московські царі багаторазово "ізмєнялі" своєму слову, своїм грамотам стосовно України - то нічого, то "нє счітаєтся".
Протягом понад 120 років, мало-помалу (1654 - 1775) Україна перетворилася з напів-незалежної держави (васальної, так - але держави !!!) - на купку звичайних губерній.
З Держави, яка мала:
- власну церкву (приєднали 1686 року), - власне самоврядування (вільні вибори гетьмана та вищої старшини, щорічні козацькі ради), - власний судоустрій та законодавство, - власну податкову систему, - власний адміністративний поділ (на полки, сотні, повіти), - дію Магдебурзького права, - власне військо, - власні міжнародні відносини!
стала якимось гєнєрал-губєрнаторством. Чи ж такі статті підписував Богдан Зіновій Хмельницький ???!!!
То як же таке сталося?
Сталося шляхом більш ніж столітньої брехні, підкупу, погроз, знищення усіх "інакомислящіх", насаджування чвар всередені нашого суспільства, поступової покрокової ліквідації усіх гарантованих царським урядом "волностєй".
То хто ж тоді справжні "ізмєннікі"?
Царі, які клялися про те, що:
"И мы, великий государь наше царское величество ... пожаловали им быти под нашею царского величества высокою рукою по прежним их правам и привилиям, каковы им даны от королей полских и великих князей литовских, и тех их прав и волностей нарушивати ничем не велели, и судить им велели от своих старших по своим прежним правам, а наши царского величества бояря и воеводы в те их войсковые суды вступатись не будут... А буде судом божиим смерть случитца гетману, и мы, великий государь, поволили Войску Запорожскому обирати гетмана по прежним их обычаем самим меж себя. Также и именеи казацких и земель, которые они имеют для пожитку, отнимати у них и вдов после казаков осталых у детей не велели, а быти им за ними попрежнему. А буде ис которых пограничннх государств учнут приходить в Войско Запорожское к гетману Богдану Хмельницькому послы о добрих делах, и ми, великий государь, тех послов гетману принимать и отпускать поволили. А ис которых государств, и о каких делах те послы присланы, и с чем отпущены будут, и гетману о том о всем писати к нам, великому государю, вскоре. А буде которые послы от кого присланы будут с какими противними к нам, великому государю, делом, и тех послов в Войске задерживать и писать об них к нам, великому государю, вскоре ж, а без нашего царского величества указу назад их не отпускать..." - і так далі, так далі. (Взагалі, досить цікавий цей документ - ця "Жалувана грамота государя Олексія Михайловича"...)
То хто зрадник? Вони, чи гетьман Іоанн Мазепа - той що писав "А за віру хоч умріте, і вольності бороніте"?
То що ж він мав робити, коли бачив як нахабно та підступно в України ті вольності відбирають крок за кроком???!!!