Город Запорожье появился в 1921 году из города Александровска, который, в свою очередь, вырос из Александровской крепости, заложенной в 1770 году. После того, как крепость потеряла своё военное значение, вокруг неё стал расти посад. С середины XIX века в городе начала развиваться промышленность, была сдана в строй железная дорога. В советское время район Запорожья стал активно развиваться. Здесь была построена Днепровская гидроэлектростанция, более известная, как ДнепроГЭС. С её пуском были затоплены пороги на Днепре и стало возможным сквозное судоходство по нему. Наконец, именно в Запорожье был создан один из самых известных брэндов советского машиностроения - горбатый "Запорожец", который прочно занял свою нишу в сердцах части автолюбителей и в многочисленных анекдотах.
Делали "Запорожцы" здесь, недалеко от железнодорожного вокзала. В настоящее время завод работает. Здесь выпускают нечто украинско-корейское.
Численность населения города, в конце советского периода, превышала 900 тысяч человек. Наверное, уже было просчитано, когда Запорожье станет миллионником. Но наступило новое время, и демографические показатели на многих территориях постсоветского пространства резко пошли вниз. Сейчас в городе проживает 770 тысяч жителей. Тем не менее, территория, которую он занимает, велика. Не в последнюю очередь это связано с его расположением на обоих берегах Днепра. Почти от железнодорожного вокзала начинается проспект Ленина. Эта улица является одной из самых длинных в Европе, она проходит через значительную часть города, поэтому правильней всего будет двигаться по ней, отвлекаясь иногда на близлежащие районы. Достаточно быстро попадаем в старый Алесандровск, вернее, его оставшиеся фрагменты. Дом Якова Лещинского.
Роддом.
Краеведческий музей расположен в здании бывшей Земской управы.
Покровский собор был построен в конце XIX века. В советское время разрушен, восстановлен по старым фотографиям.
В Запорожье много крупных заводов. Один из них - ОАО "Мотор-Сич" (производство авиационных двигателей). Здесь расположен его профсоюзный комитет.
На предприятии есть свой музей. Это его новое здание.
Памятник павшим в Великой Отечественной войне.
Свято-Андреевский собор построен в 2000 году на месте кинотеатра, в котором до этого собиралась религиозная община. Значительная часть средств на строительство была выделена ОАО "Мотор-Сич".
Андрей Ионович Первозванный. Именно в его честь освящён собор.
Бывший ДК стал банком.
Украинский музыкально-драматический театр им. Магара. Здание построено в 1953 году. Это уже опять проспект Ленина.
Электрохозяйство в неплохом особняке.
Хотел перебежать дорогу на красный свет, но поймал на себе строгий (и справедливый) взгляд.
Иосиф Виссарионович Сталин внимательно глядел сквозь стекло на улицу. Видно было, что у него есть ряд замечаний по существенным вопросам.
С проспекта Ленина хорошо просматривается местная промышленность. Заводы, дающие обильные вредные выбросы (металлургические, например) расположены поодаль. Достаточно ли этого расстояния, сказать не могу. Для этого нужно пожить в городе какое-то время. Вид бесконечных заводских труб напомнил о явлении, названном, в настоящее время, Голодомором (украинцев). Значительная часть украинской промышленности была создана в 1930-х годах. Оборудование для неё закупалось за рубежом. Откуда деньги? Да оттуда, с крестьянских полей, из деревень и изб. Эти заводы оплачены жизнями и здоровьем жителей села. Нужны ли они были тогда и необходимы ли сейчас? Тогда они превратили СССР в индустриальную державу, а теперь металлургия даёт основную экспортную выручку в стране...
Театр юного зрителя.
Цирк. А за ним жилой дом.
Римско-католический храм Бога Отца Милосердного. 2004 года постройки.
Проспект Ленина так и не меняет своих замечательных кондиций. Широкий и прямой.
Надо думать, что скамейка с бесплатным Интернетом.
Самое время остановиться на деталях зданий. В Запорожье много строилось и перед войной, и после неё. Надо сказать, что строители нового Запорожья с честью справились с поставленной задачей. Здания получились интересными. Наверное, условия проживания также были, для того времени, вполне сносными.
Попалось несколько фонтанов, что всегда является большим плюсом к внешнему виду улиц.
В конце этого каскада видно здание Городского совета.
Памятник павшим в локальных конфликтах.
Самолёт в честь лётчиков, защищавших запорожское небо.
Колледж технического университета.
В Запорожье оказалось много зданий с башнями.
Ещё несколько интересных домов.
Концертный зал им. Глинки. В нём работает областная филармония.
- Проспект моего имени закончился. Далее прошу перейти к осмотру побережья Днепра... (Не знаю, какие из показанных мною памятников сохранились в наше время).
Огромный Дворец детского творчества стоит практически на берегу. На его территории встречаются развалины различных сооружений для массовых мероприятий, столь популярных в советское время.
Остатки ограждений какой-то площадки напоминают стайку молодых динозавриков.
Неподалёку расположилась Новоапостольская церковь.
Это Днепр ниже плотины. Видны остатки его порогов. Именно они сильно мешали развитию судоходства.
Сам ДнепроГЭС.
Теплоход проходит через шлюзы.
Это уже река перед плотиной. Ширь да гладь. А когда-то здесь были пороги.
Сооружение, похожее на Речной вокзал.
Вдали виден грузовой порт.
Заходим на плотину. Внизу шлюзы.
Отсюда хорошо понятен промышленный потенциал города.
Машинный зал. Их два, по одному у каждого берега.
На другой стороне Днепра находятся жилые кварталы. Есть и дом с башней.
Мы уходим вдоль реки, вниз по течению. Там расположен известный остров Хортица. К нему с этого берега ведёт Арочный мост, сооружённый в 1974 году. Высота его 40 м, длина 320 м. В настоящее время мост известен тем, что с него прыгают экстремалы (на верёвке).
Остров Хортица - самый большой на Днепре. Он издавна привлекал людей, т.к давал возможность чувствовать себя в относительной безопасности. Именно здесь зародилась Запорожская Сечь. Природа его красива и интересна. Много леса и скал. В настоящее время закончена реконструкция историко-культурного комплекса "Запорожская Сечь".
Покровская церковь.
Зайдём внутрь.
Строительство нового моста через Днепр идёт уже давно.
Береговая линия Днепра - это пляжи и стоянки плавсредств.
Новый бизнес-центр.
Рядом ресторан "Весёлый Роджер", стилизованный под пиратское судно.
Наверное, вечером здесь можно встретить местных стройных креолок...
Если проспект Ленина тянется вдоль Днепра, где-то на расстоянии километра от берега, то вдоль реки идёт улица, называемая Прибрежная магистраль. Пока она не слишком обжита, но кое-где уже можно увидеть строительный забор. Разбит здесь и небольшой парк. Водный каскад "Радуга".
Переходит в небольшие пруды.
Памятник князю Святославу Игоревичу. Считается, что он был убит печенегами на днепровских порогах.
Что осталось в памяти о Запорожье? Масштабность. И того, что сотворила здешняя природа, и того, что было сделано руками человека. Мне кажется, что Запорожье - удачный образец города советской эпохи, который поможет перенестись в XX век и лучше понять, что же считалось важным тогда...
Перейти к другим рассказам