Меня так увлекла велопрогулка по Варшаве, что о предстоящей встрече с Анджеем я вспомнил только после его звонка:
- Я только что закончил рабочий день. Устал немного, но ничего. Где встретимся?
Для того, чтобы понять, что наша совместная прогулка сорвёт успешно идущую фотосессию, мне хватило мгновения:
- Давай, ты лучше езжай домой и отдыхай. А я продолжу фотографировать и вернусь вечером.
- Почему? Я бы тебе многое мог показать...
- Если я буду ходить с тобой, толкая впереди велосипед, то сделаю мало фотографий. Получится, что я пробыл в Варшаве 4 дня, а покажу её у себя в блоге в сильно сжатом варианте. Создастся впечатление, что в твоём родном городе нечего фотографировать. Но это же не так!...
- Хорошо (усталость сделала своё дело). Буду ждать тебя к ужину. Если появятся проблемы, звони, я приеду...
Ура!... Я продолжаю свободный полёт по велодорожкам польской столицы!... Посмотрел вокруг. Показалось, что высотки района Иерусалимских аллей стали значительно гармоничнее вписываться в городской пейзаж. Всё-таки, я недооценил их в предыдущей части, назвав "стекляшками". Новая архитектура обязательно должна быть представлена в любом крупном городе.
Выхожу к площади Пилсудского (до этого Саксонская площадь - площадь Пилсудского - площадь Адольфа Гитлера - площадь Победы).
В 1912 году вступил в строй находящийся в этом месте православный собор Александра Невского. Его 70-метровая колокольня была самым высоким сооружением города. Роскошный интерьер храма создавался в течение 12 лет. В 1918 году Польша вернула себе независимость. После этого было решено разрушить в стране большинство православных храмов. В итоге собор Александра Невского взорвали, часть материалов была позже перевезена в усыпальницу Юзефа Пилсудского.
Маршал не был демократом, и пришёл к власти в результате вооружённого переворота. О его личности много споров. Тем не менее Пилсудский популярен в Польше. И именно благодаря тем качествам, которые поляки считают излишними у руководителей России. Вообще-то, данный подход весьма рационален: "У себя люби успешного государя, а у соседа слабого".
Иногда приходится видеть, как какой-нибудь демократически озабоченный гражданин России истерически заламывает руки после того, как ему становится известна очередная деталь отечественной истории: "Мне стыдно, что я русский!". Чаще такому человеку должно быть стыдно, что он вообще плохо знаком с историей. Хотя, это не удивительно: Россия - государство огромное, прошедшее трудный и долгий путь. Даже её географию далеко не каждый житель страны знает... В Польше проще. Там каждый скажет о пакте Молотова-Риббентропа, Катыни и прочих преступлениях, совершённых против его Родины восточным соседом. Но кое о чём промолчат. О чём же?...
О том, что поляки ещё в Смутное время разоряли Россию (можно сказать, что они запустили процесс противостояния). Что после войны 1920 года (между Советской Россией и Польшей) советские военнопленные находились в концентрационных лагерях и там погибло около 20 тысяч человек (из 100000). Что Польша и Германия также заключали пакт о дружбе и ненападении. Только сделали это в 1934 году. И в его тексте много интересного. Что Пилсудский встречался с Геббельсом, и навряд ли они говорили исключительно о погоде. Что в 1938 году Польша, наряду с Германией, участвовала в разделе Чехословакии, захватив Тешинскую область, серьёзно укрепившую её промышленность. Много о чём в мировой истории можно вспомнить, прежде, чем начинать стыдиться своего происхождения или действий родного государства...
Продолжим осматривать соседние строения.
К площади примыкает Саксонский сад, открытый для посещения публики в начале XVIII века.
Водонапорная башня на берегу пруда. Рядом с садом стоял Саксонский дворец. Но во время Второй Мировой войны он был полностью разрушен. От него остался только фрагмент колоннады, в котором размещена могила Неизвестного солдата (не сфотографировал).
Президентский дворец. Перед ним памятник князю Юзефу Понятовскому, маршалу Франции, участнику похода Наполеона в Россию.
Памятник Адаму Мицкевичу был установлен в 1898 году, к столетию со дня рождения. Во Время Второй мировой войны был вывезен в Германию. Восстановлен в 1950 году.
Церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии начиналась с часовни монастыря кармелитов в XVII веке. В настоящее время её используют верующие различных конфессий, например, англикане и армяне-католики.
Церковь Святой Анны была первоначально построена в 1454 году.
После этого храм прошёл через ряд реконструкций и восстановлений. Колокольню возвели в 1578 году.
В церкви и рядом с ней произошло много знаковых событий польской истории. Внутри сидело несколько человек. У большинства глаза были закрыты, видимо, люди обращались к Богу. Я не хожу в церковь, но мне кажется, что такие мгновения намного важнее присутствия на службах, потому что ничто не отвлекает от дум о Нём. Да и Богу, мне кажется, удобнее внимать просьбам людей в спокойной обстановке.
Боковой алтарь. А вообще интерьер храма великолепен.
Роскошный орган.
Осмотримся поблизости.
Дальше начинается Замковая площадь. После Второй мировой войны для транспорта сделали тоннель под площадью, а сама она стала пешеходной.
Королевский замок был построен в 1598 - 1618 годах Сигизмундом III. Во время войны разрушен нацистами, восстановлен к 1988 году.
В центре площади стоит колонна Сигизмунда III (1644 г). Король держит крест на её вершине. Есть легенда, что в 1711 году король Август Саксонский хотел подарить её российскому императору Петру I, но в Варшаве не нашлось транспорта, чтобы её увезти. Пришлось России делать свою (Александровская колонна). Зато получилось лучше (польская, конечно, тоже хороша)...
Напоминание о давней польско-турецкой дружбе.
И польско-советской.
Памятник Яну Килинскому, активному участнику восстания 1794 года.
Памятник юному участнику Варшавского восстания. Я так и не смог сфотографировать его без людей. К нему шли экскурсия за экскурсией. Молодцы, поляки! Не забывают своих героев!...
Двигаюсь вдоль стены Старого города.
После подавления восстания немцы серьёзно разрушили Варшаву. По окончании войны центральная часть её тщательно восстанавливалась, там, где было можно, с использованием оригинальных кирпичей. В настоящее время центр города внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рыночная площадь известна с XIII века. Здания на ней несколько раз перестраивались (в том числе, после Второй мировой войны).
В центре площади установлен памятник русалке.
Эта дама является одновременно и символом, и гербом города. Старейшее её изображение относится к 1390 году. Тогда она была показана с птичьими ногами и с телом дракона. В следующем веке, в 1459 году, у изображения варшавской сирены добавился рыбий хвост и верхняя половина женского тела.
В левой руке сирена держит круглый щит, а в правой короткий меч.
Костёл Божьей Матери Милосердной был построен Сигизмундом III в XVII веке. Сфотографировать его я не смог из-за тесноты. Посмотрим дверь.
И внутренний интерьер.
Собор Св. Иоанна Крестителя был возведён в XII, а перестроен в XVII веке. Восстанавливался после Второй мировой войны. В храме похоронены многие известные граждане страны.
Заглянем внутрь.
По-моему, там проходило таинство конфирмации. Девчушка счастлива.
А кому-то, для достижения того же состояния, нужно просто зайти на час в это заведение.
Далее начинается Новый город (Нове място). Новизна его относительна, т.к. начал застраиваться он в XIV веке. Его никогда не опоясывали крепостные стены, а селились здесь, в основном, ремесленники. В настоящее время границы этого района визуально определить сложно, так что в деталях я могу ошибиться.
Костёл Святого Духа вступил в строй в 1725 году. Восстанавливался после Второй мировой войны. Справа от него фрагмент самого маленького дома Варшавы площадью несколько метров.
Доминиканский костел Святого Гиацинта. Первый храм появился на этом месте в начале XVII века. После этого он неоднократно разрушался и подвергался грабежу. Последний раз данная процедура была проведена во время Второй мировой войны. Восстановлен в 1959 году.
Трудно сказать по внешнему виду, какие здания являются историческими, а что было воссоздано заново.
Полевой кафедральный собор Войска Польского.
Во дворце Красинских (1695 г) теперь Национальная библиотека Польши.
Во дворце Сапег (1746 г) учебное заведение.
Костел Св. Францишека Серафицкого возведён в середине XVIII века.
Снова напоминание о Варшавском восстании. И опять рядом люди. Среди них велика доля молодых. Остаётся только позавидовать, что граждане живо интересуются историей своей страны. Я попробовал представить, как могут выглядеть события той поры в глазах молодых поляков:
"...В 1939 году Гитлер и Сталин напали на Польшу. После этого они несколько лет воевали друг с другом без особых успехов. Но грянуло Варшавское восстание. Несмотря на поражение, оно подорвало силы немцев на востоке, и обеспечило продвижение Советской армии. На западе войска союзников сами справились с подобной задачей. Германия была повержена, но впереди была почти полувековая борьба со вторым оставшимся агрессором..."
Глядя на этих людей в немецких касках, я продолжал размышлять об Истории. Польша просто обязана уничтожать памятники советским воинам, павшим в борьбе за её освобождение (более 500000). Потому что память о их подвиге существенно принижает роль польского сопротивления фашистам и его влияние на ход войны (тем более, что заслуги польских войск, шедших на родину с боями с востока теперь принижаются). Таким образом здесь оберегают легенду о героизме поляков, поддерживавших лондонское правительство Польши. Не нравятся тут и наши военные парады в День Победы. Развивая патриотизм у себя, причём, на весьма спорных примерах (а что делать, если выбор достойных случаев невелик), они с недовольством смотрят на те же действия в России. Это тоже вполне объяснимо. Любое усиление соседней страны всегда и везде воспринимается с тревогой. Кстати, в Польше весьма популярны книги Марка Солонина, выродка, специализирующегося на извращении военной истории нашей страны.
С противоположной стороны огромного стеклянного сооружения птицы не могли пробиться сквозь стеклянную стену. Мне показалось, что они хотят донести слова правды о войне и России польским гражданам, собравшимся у мемориала. Но кажущаяся прозрачной преграда всё время останавливала их...
Костел Посещения Пресвятой Девы Марии был возведён в начале XV века. После этого несколько раз разрушался и перестраивался.
В нём происходила конфирмация. Группа мальчиков и девочек весело толкалась в проходе вперемешку с родителями. Время от времени кто-нибудь целовал руку священнику, стоявшему с торжественным выражением лица. Я на 100% уверен, что Богу, милостивому и всемогущему, не нужно, чтобы один человек лобызал кисти другого. Тем более, того, который представляет себя его представителем на Земле. Сразу подумалось:
- Давно ли ксендз "ходил по-большому" (держал в той руке туалетную бумагу)?
Рыночная площадь Нового города. Когда-то на ней находилась ратуша.
Из колонки текла вода. Мне, как раз, нужно было пополнить свои запасы, пришлось поинтересоваться:
- Её пить можно?
- Можно. Но лучше купить в магазине.
Сегодняшний костел св. Казимира является реконструкцией, осуществленной в 1949-1955 годах. Первоначальный храм, который воздвигался в 1688-1692 годах, в 1944 году был разрушен.
Ещё что-то религиозное, неопознанное.
Мария Склодовская занималась исследованием радиоактивности вместе с мужем, Пьером Кюри.
Внизу течёт Висла. Мне пора возвращаться, т.к. дорога предстоит неблизкая.
Спускаюсь по Мостовой улице.
Должно быть, пожарник. Судя по головному убору и роду занятий.
И Старо място и Нове място, являющиеся частью старой Варшавы, находятся на высоком берегу. Теперь моя дорога идёт внизу.
У Свентокшиского моста ещё одна русалка. Хороших русалок должно быть много...
Всё это время мне было удобно передвигаться на велосипеде. Вот и теперь я еду по велодорожке. Не могу сказать, что они есть везде, но транзитные веломагистрали находились всё время. Мне предстоит многокилометровый пробег, поэтому я не останавливаюсь около интересных объектов, а снимаю их на ходу.
Памятник "Слава сапёрам", посвященный памяти воинов, павших при разминировании территории Польши установлен в 1975 году.
Здание российского посольства.
Надпись на храме гласит: "Кто теряет Бога - теряет всё". Появилась мысль: "Интересно, что страшнее - если человек отступится от Бога или когда Бог от него?".
Но рассуждать не было времени. Я поехал дальше, но в темноте немного ошибся в выборе маршрута. Понял это, когда впереди показался огромный строящийся костёл, который я видел по дороге из Виланова утром. Людей кругом было мало, и я закружил в поисках источника информации. Наконец, показалась женщина с большой собакой, и я начал её пытать. Дело осложнялось тем, что мне нужна была небольшая улица, название которой никто не знал. Я вспомнил, что недалеко находится аэропорт, но женщина не поняла и этого слова. Тогда, как бывало в раннем детстве, в песочнице, пришлось надуть щёки и постепенно поднимая ладонь правой руки, загудеть:
- У-у-у-у...
Тут она радостно закивала и показала в ту сторону, откуда я приехал:
- Туда...
Через полчаса я уже рассказывал Анджею о своей прогулке...
Назад Вперёд
Перейти к другим рассказам
|