Мой первый день в Ташкенте завершился в комнате отдыха железнодорожного вокзала. Велосипед предложили пристегнуть под лестницей. Там уже стоял один с навешанными на раме рюкзаками и сумками. При поселении мне обещали в соседи двух иностранцев, но японец успел улизнуть до моего появления, поэтому, в своё распоряжение, я получил только гражданина Дании. Оказалось, что большой велосипед с сумками принадлежит ему. По-русски датчанин не знал, вообще, ничего, поэтому пришлось объясняться на английском (по крайней мере, мы оба так считали в тот момент). Молодой человек решил проехать на велосипеде вдоль границ Азии. Своё путешествие он планировал завершить за два года. В настоящее время двигался из Бухары в Ферганскую долину, чтобы перейти границу с Кыргызстаном в Оше. Получалось, что мы следовали встречными курсами. Он не смог сказать мне ничего полезного о Бухаре, я же сообщил ему, что переход в Оше ещё недавно был закрыт и показал на карте вариант попадания в Кыргызстан через Уч-Курган. Интересно, что мы использовали велосипеды по-разному. Он ехал на своём монстре между городами, приезжая в которые гулял пешком. Я же, наоборот, садился в седло только для тихой езды по городским улицам, а длинные переезды совершал на привычном транспорте. Когда наши велосипеды стояли рядом, то была видна огромная разница между ними. Если один вполне мог быть назван железным конём, то второй, на его фоне, претендовал только на звание ослика. Но зато мой малыш выглядел, конечно, куда дружелюбней...
Я рассчитался и вышел со всеми вещами. Сегодня был второй день моего пребывания в Ташкенте. Будет ещё третий, перед вылетом в Россию, но сегодня вечером меня ждёт поезд на Бухару. У фонтана я раскрыл карту и ещё раз осмотрел схему города. Окончательно наметил основные вехи маршрута и поехал.
Музей железнодорожного транспорта.
Самый симпатичный паровоз находится у входа.
Совершаю бросок на другую сторону железной дороги. Останавливаюсь на мосту оглядеть город.
Мода на замки докатилась от Подмосковья до Ташкента.
Доезжаю до Свято-Троицкого Никольского женского монастыря. Он оказывается закрыт. Нарезаю круги по пустынной улице, пытаясь определить, нет ли в него другого входа. Вдруг слышу:
- Братка... Иди сюда...
Оглядываюсь, под деревом стоит машина ДПС, стоящие рядом двое сотрудников ласково смотрят на меня. Подъезжаю, схожу с велосипеда, здороваемся. Начинается состязание, кто шире улыбнётся друг другу...
- Для меня большая честь, что сотрудники ГАИ обратили внимание на мою персону. А то машины они останавливают, а велосипедистов нет. Обидно даже...
Наверное, это не совсем то, что собирался услышать гаишник, и он посмотрел мне в лицо. Скорее всего, встречный взгляд честных глаз немного отличался от того, что он видел сегодня утром в зеркале, и я услышал вопрос:
- Выпивали?...
- Не пью в дороге. Вот вернусь в Россию, тогда...
- Значит, из России... Счастливого пути...
А я собирался поболтать... Может быть, нужно было сказать, что выпил немного?
Опять переезжаю через железную дорогу и углубляюсь в город.
УзТелеком.
ДК железнодорожников (1938 г).
Здание, построенное на рубеже XIX и XX веков.
Лютеранскую кирху (1899 г) найти непросто. По этому поводу обратился к встретившейся русской женщине. Постепенно разговор перекинулся на обыденные темы.
- А как живётся нынче русским в Ташкенте?
- Сейчас больших проблем нет, а в 90-е было тяжело. У меня одного знакомого выбросили из троллейбуса. Могли и побить. Они нас называли ... , а мы их ... (приводить слова не буду, т.к. ни те, ни другие не заслуживают, чтобы их оскорбляли). Теперь за такие вещи власти наказывают. Уезжать отсюда я никогда не собиралась. Я здесь родилась и к российскому климату уже не привыкну.
Здание храма сфотографировать очень сложно из-за разросшихся деревьев.
Лал Баходур Шастри был вторым премьер-министром Индии. В 1965 году разразилась Вторая индо-пакистанская война. В январе 1966 года в Ташкенте прошли переговоры противоборствующих сторон, положившие конец боевым действиям. На следующий день после их завершения премьер Шастри скончался от сердечного приступа.
Уголок какого-то городского парка. Солнце и вода делают чудеса.
Пока я любовался городской зеленью, а она того заслуживает, около меня остановилась дама средних лет (узбечка), гулявшая здесь и явно томившаяся от невозможности высказаться. Пришлось прекратить сдерживать врождённое благородство и задать ей какой-то ничего не значащий вопрос. В ответ она сообщила всё, что накопилось у неё на душе. Да, в последнее время стало спокойнее, красивее, сытнее. Но, являясь человеком с активной жизненной позицией, моя собеседница не могла умолчать и о имеющихся пока недостатках. Главный из них - падение нравов у городских жителей.
- В соседнем доме притон открыт. Милиция ( она употребила слово "менты", в Узбекистане оно чаще применяется) его закрывает, так они откупаются и снова начинают действовать. Недавно проходит мимо меня блондинка, я её зову "Девушка!", а она не понимает. Значит, узбечка крашеная. Вот так ...
Значительную часть времени я посвящаю знакомству с проспектом Амира Темура. Тимур (Тамерлан) сегодня личность номер один в Узбекистане. И это правильно, т.к. каждый народ должен чтить своих граждан, которые оказывали серьёзное влияние на судьбы мира. Хотя, жители соседних стран могут не соглашаться с подобным почитанием по весьма уважительным причинам...
У меня опять обостряется финансовый кризис. Я всегда путешествую с банковской картой Маэстро (такую выдали на работе). В Ташкенте банкоматы стоят только в гостиницах и банковских офисах, и то не во всех. Но они принимают исключительно Visa и MasterCard. Дело происходило в воскресенье, поэтому в отделение Сбербанка обратиться было нельзя. Вдобавок ко всему, обнаруживаю в телефоне смс-ку, сообщившую, что мою карту Сбербанк заблокировал в связи с попыткой её взлома (это я в Андижане набрал неверный код). Звоню по указанному телефону в Москву, но никто не берёт трубку. После некоторых раздумий обращаюсь домой, чтобы прислали денег через Вестерн Юнион к завтрашнему дню в Бухару, здесь же придётся сократить расходы.
В таком кувшине жить можно. Только осталось ли в современной жизни место Диогенам?
Национальный банк Узбекистана.
Телебашня была сдана в эксплуатацию в 1985 году. Её высота 375 метров, длина каждой из трёх опор 93 метра. В нижнем утолщении, на высоте около 100 метров, находятся ресторан и смотровая площадка.
Парк на пересечении с каналом Бозсу. Я нашёл себе укромное место недалеко от него и съел гроздь винограда, купленную накануне. Нужно было выбросить куда-то мусор. Поехал по округе в поисках урны. Застройка в этом месте оказалась частной. Миновал несколько кварталов, но ничего подходящего не увидел. В голове уже мелькнула мысль бросить его куда-нибудь в кусты, тем более, что там уже кое-что валялось. Но, в последний момент, увидел огороженный прямоугольник с мусорными баками. Рядом с ним стояла будка... Не для охраны ли?... Или плату за использование берут?... Правда, в тот момент она оказалась пустой.
Музей жертв сталинизма.
Ротонда поблизости.
Еду на Алайский рынок, чтобы поменять последние российские рубли. Дело в том, что утром я докупал железнодорожные билеты. При планировании маршрута у меня был предусмотрен один резервный день, на случай возникновения осложнений. Т.к. всё задуманное проходило без срывов, то появилась возможность расширить географию поездки. Пришлось сдать билет Карши - Ташкент, а купить Карши - Термез и Термез - Ташкент. Новые билеты я купил, а сдать ненужный не смог, т.к. в кассе забарахлила программа (как мне объяснили).
Рядом с рынком ко мне подходит милиционер:
- Брат! Покажите, что у Вас в рюкзаке...
- Обычные вещи, которые возят с собой туристы. Мог бы показать, да отвязывать его не хочется...
- Ладно, не надо...
Поменял деньги и решил купить лепёшку.
- Ребята, похвастайтесь товаром!... И дайте мне одну, пожалуйста...
Подходит женщина и спрашивает у парней:
- А за 600 сумов (примерно 8 рублей) будут?
- Будут через 15 минут.
Опять включаюсь в разговор я:
- А за 600 что, меньше? (Она может быть и из другого состава муки).
- Нет, меньше эта, а та маленькая...
Захожу в павильон и докупаю сала. Это самый лучший продукт по соотношению цена / калории.
Канал Анхор. Западнее него я решил, в этот раз, не забираться.
Это кафе видно на предыдущей фотографии впереди.
Продолжаю двигаться по центру города.
В Ташкенте сохранилось немного старины. Одна из главных причин - страшное землетрясение 1966 года. Это память о тех днях.
За памятником показано восстановление города. Каждый занят своим делом.
Постамент со скорбной датой расколот. Ровно через 20 лет произошла Чернобыльская трагедия.
Белочка почти не обращает внимания на прохожих. Можно подумать, что даже позирует фотографам, сознавая свою привлекательность.
Начинается площадь Независимости (Мустакиллик).
Посмотрим на данное здание с другого ракурса.
Площадь появилась на свет, как Соборная, т.к. на ней находились Спасо-Преображенский собор и резиденция Туркестанского генерал-губернатора. В 1930-х годах собор снесли, а площадь стала называться Красной. С 1956 по 1992 годы она носила имя Ленина. После землетрясения 1966 года площадь Ленина была полностью реконструирована и увеличена в 3,5 раза. Работы закончились только в 1974 году, новый облик её стал известен всему СССР. Из-за большого количества фонтанов это место вполне можно было бы назвать советским Петергофом.
Этот фонтан, наверное, самый известный и интересный.
Оглядим округу.
Подойдём поближе к расположенному на заднем плане зданию.
Главный вход на площадь Мустакиллик.
Посмотрим птиц с его арки поближе. Эта тема столь же популярна в Узбекистане, как Т. Г. Шевченко на Украине или Пётр и Феврония в России.
Монумент Независимости. Установлен на месте памятника Ленину. Данная площадь видела три памятника Ленину, последовательно сменявших друг друга. Первый был установлен в 1936 году (затем передан городу Ургенчу), второй в 1956 году (отдан Самарканду), третий в 1974 году (где он теперь, сказать трудно). Вообще-то, завершается очередной 20-летний цикл...
Достаю фотоаппарат и слышу:
- Эй!...
Т.к. рядом никого нет, то поворачиваюсь и вижу, как от группы милиционеров, расположившихся под деревом, отделился один и движется в мою сторону. Показываю на себя пальцем, он кивает. Подходит:
- Велик туда!... - предложенное место парковки находится где-то вдали.
- Я сделаю несколько фотографий и уйду.
- Хорошо, - разворачивается и уходит под дерево.
Фигура женщины с ребёнком появилась позже.
Ещё одна мать сидит у Вечного огня.
В глубине ротонды скорбные списки павших во время Великой Отечественной войны жителей Узбекистана.
Модные стрижки сделаны части окружающих деревьев. В тени которых теперь удобно прятаться от солнца.
ДК "Туркестан".
Музей истории Узбекистана занимает здание, построенное в 1970 году для музея В. И. Ленина. Учреждение ведёт свою историю от Народного музея Туркестана, созданного в 1876 году в Ташкенте русскими учёными.
Памятник Шарафу Рашидову в сквере Шарафа Рашидова, расположенном на проспекте Шарафа Рашидова. Шараф Рашидович руководил Узбекистаном с 1959 по 1983 годы.
Дворец Великого князя Н. К. Романова (1891 г), отправленного в ссылку в Ташкент. После его смерти, в 1918 году, здесь открылся Музей искусств Узбекистана, в основу которого легла коллекция, собранная Николаем Константиновичем. В настоящее время в здании расположен Дом приёмов МИД.
Галерея изобразительного искусства.
Дворец симпозиумов. Проезжая мимо него, я повернул и немного въехал на его территорию. Не успел остановиться, как откуда-то раздался требовательный свисток. То ли вообще нельзя было приближаться, то ли только на велосипеде. Выяснять я не стал, а просто отъехал чуток и остановился.
Я уже развернулся в сторону железнодорожного вокзала. Фотографирую мельком.
Музей истории Темуридов был открыт в 1996 году к 600-летию Амира Темура. Потомки Тимура правили в ряде соседних стран, в течение нескольких столетий.
Набрёл на небольшое кафе неподалёку. Обратил внимание, что к продавщице европейской внешности покупатели узбеки обращались по-русски. Такую картину я наблюдал в Узбекистане не раз. Спросил у неё:
- Скажите пожалуйста, для того, чтобы работать в торговле, нужно обязательно знать узбекский язык?
- Нет, почему?...
- А в государственных учреждениях?
- Не знаю. Я там не работала...
Здание биржи.
Я приближаюсь к району, который осматривал днём ранее. Снимаю несколько монументальных зданий и убираю фотоаппарат. Скоро вокзал.
Перейти к другим рассказам
|