Ташкент известен со II - I веков до нашей эры. За время своего существования он неоднократно менял название. В 1808 году Ташкент был завоёван Кокандским ханством, а в 1865 году Российской империей. В настоящее время, с населением в 2,3 миллиона человек, является четвёртым по величине городом на постсоветском пространстве, уступая Москве, Петербургу и Киеву.
Итак, из Коканда в Ташкент я выехал, воспользовавшись услугами очередного "бомбилы". Провожать нас вышло огромное стадо баранов во главе с пастухом на коне.
Передвигаясь по Ферганской долине на автомобиле, я не мог не заметить неплохого качества здешних дорог. Вот и сейчас чёрное свежее полотно стремительно набегало из-за горизонта под колёса движущихся машин. Проглядывающие сквозь сизую дымку горы подсказывали, что совсем скоро Ферганская долина закончится. Я знал, что разные части Узбекистана отличаются друг от друга не только климатом или хозяйственной специализацией, но и другими, не материальными, факторами. Так чем мне запомнится этот регион? Когда-то в ходу было выражение "... главное богатство - это люди...". Наверное, его не всегда можно применить, но здесь оно вполне к месту. Да, место это уникально по своим природным характеристикам, но, в данном случае, видно, что дары Природы попали, к счастью, в хорошие руки. Можно долго рассказывать о трудолюбии местных жителей, мне же, туристу и путешественнику, важнее оказалось врождённое гостеприимство ферганских узбеков, их приветливость и стремление помочь при возникновении у чужестранца каких-либо проблем.
Вскоре начался подъём.
На выезде из Ферганской долины расположено КПП. Здесь проверяют документы. Так же было и в 2007 году. Вдоль остановившихся автомобилей двигались женщины, предлагая свои товары или услуги. Какая-то дама вертела в руках нещадно дымящий чайник. Мне стало интересно:
- Она что, колдует?
- Нет, - улыбнулся водитель, - предлагает услуги по лечению... (На фотографии не она).
На не слишком-то плодородных склонах гор паслись овцы. Трудно сказать, могли ли они найти там какое-либо пропитание.
Поблизости можно было увидеть рекламу (должно быть, из несъедобных материалов...).
Постепенно набираем высоту.
Разделительная полоса из бетонных блоков будет сопровождать нас до самого Ташкента. На дорогах Узбекистана подобное встречается часто.
Место для отдыха. К сожалению, мы его проехали без остановки. А фотографии могли получиться интересные.
Несмотря на кажущуюся безжизненность окружающего пространства, попались на глаза ульи. Скорее всего, просто осенью уже всё высохло.
Долгое время характер рельефа "спуск - подъём".
Это селеньице видно на предыдущем фото далеко впереди.
Неплохая пещера для желающего спокойно подумать о вечном. Воздвигнутый впоследствии на этом месте мавзолей, несомненно, оживит аскетичный пейзаж.
Иногда сверху скатываются камни. (Видны впереди).
Время от времени возникает разговор. Когда хотят моего участия, то говорят по-русски.
- А я в Петербурге не был. Говорят, там красиво...
- Да, думаю, что всем приезжим нравится...
- Интересно... Вы здесь, а наши там...
- Но здесь я один, а там ваших миллион...
- Да-да...
Начинаются селения покрупнее.
Ребята смотрят вслед мчащимся автомобилям. Наверное, кто-то из них мечтает, что когда-то приедет машина и за ним... Даже здесь школьники ходят в белых рубашках.
Ишак тут так же привычен, как и велосипед.
Город Ангрен. В 2007 году водитель машины показал мне на брошенные здания, глядящие на людей пустыми глазницами выбитых окон:
- Русские жили. Работали на шахтах. Всё бросили и уехали...
В этот раз я постарался рассмотреть указанные дома. По-моему, ничего не изменилось.
На перекрёстке столкнулись две легковушки.
- В Узбекистане есть обязательное автострахование?
- Нет. Кто виноват, тот и будет платить.
За окном тянутся одноэтажные частные дома. Один из пассажиров с заднего сиденья сообщает:
- У меня три сына в России работают. Старшему уже 26 лет. В этот раз приедет, нужно будет начинать дом ему строить, пора женить парня...
- А что обязательно Вы должны строить? А он сам?...
- Мне же отец построил...
По пути попадались туннели и мосты. Но, при приближении к ним, водитель сразу предупреждал, что фотоаппарат нужно убрать. Данные объекты охранялись военными и милицией. Въезжаем в Ташкент. Я выхожу у аэропорта, который расположен в черте города. Меня интересуют подъезды к нему, т.к. в Россию я буду возвращаться на самолёте. Отсюда недалеко и до жд вокзала. Направляюсь туда. В 2007 году я ночевал в его комнатах отдыха. Т.к. вариант хостела или дешёвой гостиницы становился маловероятен из-за обязательной регистрации иностранцев, то решаю сначала ознакомиться с данным, уже знакомым, вариантом.
Здание колледжа.
Замечаю огромный казан у дверей столовой и начинаю исходить слюной. Подъезжаю поближе и слышу:
- Брат! Заходите к нам. Заказывайте плов, я Вам побольше мяса положу...
Слова продавца попадают в самое слабое место моей натуры. Я полностью обезоружен и покорно прохожу в зал. Мне подают чай, и не успел я пригубить первую пиалу, как на столе вырастает гора плова. Обещание по части мяса полностью выполнено. Передо мной возникает проблема. Нужно одолеть лепёшку, 1 литр чая и большую тарелку плова, в котором доля мяса приближается к 50%. И после этого ещё ехать на велосипеде. Считая, что безвыходных ситуаций не бывает, я заполняю чаем свой полулитровый термос, основную часть лепёшки ложу в карман (в пакете). Но плов... Я знал, что если оставлю хоть крошку этого аппетитного кушанья, то это обстоятельство будет угнетать меня каждый раз, когда я буду голоден, а такое, несомненно, ещё будет в этом путешествии. Да и не по-мужски это, сдаваться без борьбы... В итоге я победил... На выходе пожал руку своему щедрому кормильцу и спросил:
- Вы плов делаете здесь, у входа, или его готовят на кухне и потом сюда выносят?
- Здесь делаю. Если плов готовить внутри, то много дыма будет в столовой...
Далее, некоторое время, качусь по району частной застройки. Машин мало, дорога отличная, правда, интересного нет ничего. Под запрещающей табличкой валяется мусор. Наверное, бросил кто-то, не знающий русского языка...
Выезжаю на какие-то оживлённые магистрали. Мне не совсем понятно иногда, где поворачивать или выбираться на тротуар. Объектов для фотографирования немного. Например, эти здания советского периода. При желании можно найти на фасаде попытки как-то его украсить, не выходя, разумеется, слишком далеко за рамки сметной стоимости.
Обнаруживаю, что на жд вокзале стало строже. Вход на сам вокзал через турникет. Около которого находится пост милиции. Подхожу.
- Вы куда?
- Я хочу узнать о наличии свободных мест в комнатах отдыха.
- Пожалуйста, проходите. Вам туда...
- Я велосипед тут рядом пристегну?
- Пожалуйста. Только немного подальше.
Подхожу к окошку дежурной комнаты отдыха:
- Здравствуйте! У вас найдётся место для одного воспитанного мужчины?
Женщина (русская) отвечает с улыбкой:
- Конечно... У Вас какое гражданство? - и, получив ответ, принимает решение, - пойдёте в комнату к другим иностранцам, датчанину и японцу. Сейчас их нет, так что возьмите ключи...
Прохожу в номер. Занимаю кровать в самом конце, разворошив на ней бельё, оставляю рюкзак, и возвращаю на вахте ключи. И вот я опять в городе. У меня с собой карта, да кое-что осталось в памяти от 2007 года. Пересекаю канал. В зарослях деревьев на его берегу должно быть кафе, в котором я провёл последние часы перед отъездом в прошлый раз. Убеждаюсь, что оно работает, решаю обязательно зайти сюда вечером.
Помнится, в советское время, когда наши "Жигули" стали пытаться выйти на международный рынок, пришлось поменять название на "Lada" из-за фонетического сходства с иностранным словом "жиголо" (мужчина, живущий на содержании более старшей женщины). Сейчас же данное название заграничной фирмы, наверное, наоборот, является предметом гордости.
Движемся дальше. Застройка пока, в основном, конца XX века.
Свято-Успенский кафедральный собор. Его история началась в 1871 году, когда на территории госпиталя была построена временная церковь. В 1879 году её сменил каменный храм, построенный на деньги купца Дмитрия Захо. В 1933 году церковь была закрыта, но в 1945 году возвращена верующим. В 1958 - 1960 годах сооружения храмового комплекса были практически заново отстроены. В конце XX века они подверглись серьёзной реставрации и сейчас радуют глаз.
Сам собор.
Также на его территории находятся Духовная семинария, Крестильня и Водосвятная.
Общий вид.
Я всё глубже захожу в центр. Многоэтажные дома здесь становятся интересней. Можно даже говорить о присутствии в их облике национальных мотивов. Которые, конечно, основывались, в какой-то мере, на принятии действенных мер по защите жилища от солнечных лучей.
Серьёзное административное здание из советского прошлого.
Я просто наслаждаюсь ездой на велосипеде по Ташкенту. Постепенно прививаю себе местные привычки. Пересечь многополосную дорогу в понравившемся месте? Ехать на велосипеде по встречке или в левом ряду? Можно, если делать это аккуратно. Окружающие поймут...
Католический собор Святейшего Сердца Иисуса начали возводить в 1912 году. Строительство его закончено не было, и с 1925 по 1976 годы в нём размещались различные организации. Затем его отреставрировали и передали на баланс Министерства культуры, объявив в 1981 году архитектурно-историческим памятником Узбекистана. В настоящее время здание передано католическому приходу Ташкента.
У входа проводят памятные съёмки молодожёны.
Правда мне сказали, что службы, в настоящее время, проводятся только в нижней части храма.
Рядом с собором парк, в котором протекает канал.
На первый взгляд дорожная сетка Ташкента может показаться хаотичной. Но в реальной жизни большую положительную роль играет наличие значительного числа дуговых и хордовых магистралей, что значительно снижает вероятность того, что автомобили приедут в центр и встанут в пробке. Какую-то роль играет и малая плотность транспортного потока, но главное, пожалуй, первое. Сажусь на велосипед и двигаюсь к четвёрке зданий, виднеющейся вдали.
Рядом памятник мужчине со стайкой журавлей. Вообще, тема данных птиц у узбекских скульпторов весьма популярна. Подписи, к сожалению, на постаменте нет.
В последние годы в Ташкенте построено много современных административных и офисных зданий.
После вида окрестностей можно ожидать, что Ташкент окажется городом пыльным. Но оказывается, что все газоны засажены сочной зелёной травой. В городе хорошо продуман принцип орошения и полива. Вся территория его охвачена системой каналов.
Они, в свою очередь, питают мелкие арыки.
И кругом видны разбрызгиватели, не дающие траве потускнеть раньше времени.
Памятник Пушкину установлен рядом с воинской частью. Как и её военнослужащие, Александр Сергеевич облачён в костюм цвета хаки. Наверное, потому что он тоже несёт службу. По защите русской культуры и русского языка.
Сквер Амира Темура ( по-русски эмира Тимура) фактически представляет из себя площадь. Сегодня посмотрим ту его часть, которую освещает заходящее солнце. Гостиница Узбекистан хорошо известна. Была построена в советское время.
Памятник Тимуру. Тимур (Тамерлан) был создателем сильного государства в Центральной Азии, со столицей в Самарканде, и династии Тимуридов.
Башни с часами. У них интересная история. В 1945 году, в маленьком городке Алленштайн, находящемся в Восточной Пруссии, из-за угрозы обрушения, собрались снести здание ратуши, на башне которой находились часы. Сержант Александр Айзенштейн, потомственный часовщик, осмотрел часы и пришёл к выводу, что механизм их почти не пострадал. Он добился, чтобы ему разрешили забрать часы для последующей установки у него на родине, в Ташкенте. Для размещения часов была сооружена 30-метровая башня. В 2009 году, к 2200-летию города, башня была реконструирована, а рядом с ней возвели ещё одну. только развернули её в другую сторону. Между башнями получились ворота.
Одна из башен (новая) поближе.
Привлекло внимание здание, показавшееся новым. По-моему, его в 2007 году не было. Обратился с этим вопросом к милиционеру, охранявшему подступы к нему. Оказалось, что да, построено оно недавно. Для проведения не то конгрессов, не то форумов. Разговорились по обычной схеме:"Кто, откуда, и т.д.". Милиционер задумчиво произнёс, обращаясь и к себе, в том числе:
- Наверное, для мужчин хорошо...
- И для женщин тоже удобно, - не понял я его сначала, подразумевая, что посадка на складной велосипед возможна в любой одежде из-за низкой рамы.
- Нет, я имею в виду, что для простаты, видимо, полезно, - продолжал вслух думать он...
Я не стал развивать мысль, что в жизни часто приходится выбирать из двух зол меньшее, что метко отражено в поговорке "одно лечишь, другое калечишь". Пусть попробует, может быть, в Петербурге его встречу вскоре...
Наступал вечер, но мне нужно было посетить одно интересное место. Новое здание по дороге.
Я спешил на православное Боткинское кладбище. Памятник футболистам футбольной команды "Пахтакор", погибшей в авиакатастрофе в 1979 году.
Иду дальше. Оглядываюсь по сторонам и спрашиваю у проходящей мимо женщины:
- Скажите пожалуйста, это какое кладбище?
- Русское, Вы что, не видите?
- Вижу, потому и спросил. На центральной аллее, в основном, одни армяне...
Храм Александра Невского (1904 г).
На входе строгий фэйс-контроль.
Ещё один храм среди могил.
Опять возвращаюсь в центр города. Успеваю по дороге снять два здания.
Сквер Тимура. Он сам, как будто, хочет достать звезду...
Струи воды, ниспадающие из чаш, ловят свет соседних фонарей.
Подсветили здание, у которого я разговаривал с милиционером. На крыше выделяется журавлиная пара.
Спрашиваю у прохожих, где есть фонтан с подсветкой и отправляюсь в том направлении по вечернему Ташкенту. Город уже затихает. Люди гуляют не спеша, встречаются парочки, кругом чувствуется спокойствие. Напоминает советское время.
Цель достигнута. В темноте я так и не понимаю, где точно расположен данный фонтан.
Пора возвращаться к месту ночёвки. Но прежде я должен поужинать. Добираюсь до кафе на берегу канала. Оно представляет из себя небольшое помещение с большим двухъярусным двором. Нижний почти у воды. Когда я появляюсь, на территории стоят три женщины и расцеловываются, видимо, прощаются. Две из них, похоже, работают на смене в данный момент.
- Как я вовремя!... Следующий, наверное, я...
Дамы смотрят на меня. Видно, что настроение у них отличное, и кто-то из них вполне мог бы поцеловать и меня. Не желая далее подталкивать их к нарушению производственной дисциплины, заканчиваю:
- С вашего позволения я сяду за столик на нижнем ярусе...
В 2007 году я сидел именно там. Так же, как и тогда, в кафе уже нет посетителей. Почти сразу мне приносят чай и я делаю заказ (по-моему, лагман). Беру в руки пиалу и наслаждаюсь тихим вечером. Вошла ещё пара молодых людей и заняла столик поодаль. Тихо журчит вода, находящаяся всего в паре метров от меня. Берег выстлан бетонными плитами, в щели между которыми проросли небольшие деревья, укрывающие всю террасу своими кронами. Здесь хорошо думать, мечтать, вспоминать... Мне хочется, чтобы Время замедлило свой ход и оно выполняет моё желание, практически останавливаясь... Если бы я жил в Ташкенте, то для того, чтобы сказать что-либо важное другому человеку, приходил бы только сюда, потому что само место обладает какой-то особенной магической силой... Я закончил ужин, рассчитался и вышел. На мосту оглянулся. Было немного грустно, т.к. я понимал, что больше сюда не попаду. Но потом вспомнил, что и в 2007 году рассуждал точно так же...
Перейти к другим рассказам
|