История Роттердама начинается с 1340 года, когда небольшому рыбацкому поселению, расположенному на речке Мутной (Ротте), был дарован статус города. С конца XIX века это уже известный океанский порт, до 2004 года считавшийся крупнейшим в мире. Численность его населения 588 тысяч жителей.
Из Ганновера в Роттердам я выехал в ночь. Автобус был заполнен плотно, свободных мест почти не было. Я устроился на последнем, широком, сиденье. Мы там были вдвоём с другим пассажиром, поэтому имелась возможность свернуться калачиком, но долго я в такой позе не выдерживал (в отличие от соседа), поэтому большую часть времени смотрел в окно. Ничего интересного в ночи не разглядел, только помню, что темноты практически не было - всегда что-то светилось, мелькало, двигалось... Что, в общем-то, было ожидаемо, т.к. эти районы Германии и Голландии являются самыми развитыми в промышленном отношении и густонаселёнными. Прохождение границы между данными странами прошло незаметно для пассажиров. Похоже было, что водитель бывал в странах бывшего СССР: за три часа до прибытия он закрыл находящийся в салоне туалет...
Почти все пассажиры ехали в Амстердам - после него в автобусе осталось только двое пассажиров. Парочка девушек стала уговаривать шофёра взять их до Роттердама (у них билеты были только до Амстердама), но безуспешно.
Мы прибыли явно в центральную часть города. Об этом мне приходилось только догадываться, т.к. мой планшет не желал включаться, а спросить в это время (05-00) было не у кого. Пришлось кататься на велосипеде по округе в ожидании прохожих и полноценного рассвета (чтобы можно было приступить к фотографированию). Память, порывшись в своих архивах, вытащила на свет песню Вилли Токарева: "...Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой...".
Оказалось, что я нахожусь рядом с центральным вокзалом. Это было кстати, т.к. мне нужно было получить информацию о местном транспорте. Пришлось какое-то время ждать в колл-центре, пока стоящий передо мной чернокожий посетитель что-то долго выяснял у дежурной дамы. Закончив, он поднялся и направился к поджидавшим его товарищам. Мне стало интересно, упадут с него джинсы до выхода или после?... Дело в том, что штаны были надеты на нём так, что их пояс был ниже паха. Окружающей публике предлагалось полюбоваться чёрными трусами с отливом, которые прикрывали почти всю задницу, оставив открытой только самый её верх, откуда вниз уходила впадина, разделяющая ягодицы. Похоже, что, если направление движения моды останется прежним, то, через некоторое время, в вопросах одежды, мы окончательно вернёмся к истокам...
Пока я находился на вокзале, жители Роттердама проснулись и дружно отправились на работу. Для этого они использовали привычные нам автомобили и общественный транспорт. Но большая часть людей передвигалась на велосипедах. Причём плотность велопотока была значительной. Выйдя на пустую ещё час назад площадь я долго не мог перейти велодорожку (дальше она уходила под железнодорожные пути). Скорость движения была высокой, что понятно - велосипед здесь не развлечение, а вид транспорта.
Велостоянка рядом с вокзалом.
Сначала я проехал под путями в северную часть города. Сразу показалось, что здания выдерживают некий стиль.
Если магистральные (в велосипедном отношении) улицы были полны людей, то в других местах царил покой.
Церковь Принца.
Попытался выяснить у прохожих, где ещё есть храмы. С учётом уровня моего английского это оказалось непросто. Спросить что-то более сложное, например, об интересных зданиях или старине, не получилось. Т.к. мои респонденты также были слабо подготовлены для разговора на английском языке.
Ещё кирха.
Достаточно быстро я понял, что нужно разворачиваться и ехать в сторону центра.
Навстречу мне попались дети с воспитателем. Видимо, детский сад. Больше половины смуглых.
Если в Германии я что-то понимал из встречавшейся информации, то в Голландии сразу же оставил попытки прочтения табличек. Небольшой сквер со скульптурой на берегу канала. Судя по датам, посвящено Второй мировой войне. Переводится, как "Непрерывное сопротивление". Движение это, действительно, в Голландии действовало весь период оккупации, но какого-либо существенного размаха не достигло.
Старое дерево раскинуло свои щупальца далеко в стороны.
Вдоль воды установлены скульптуры. Замысел авторов части из них остался мною неразгаданным. Покажу только понятные.
Самые интересные части фигуры разобрали на сувениры...
Новые здания на берегу.
Застройка продолжает оставаться достаточно интересной, но в ней не хватает разнообразия. Появляется мысль: "Сюда бы парочку хрущёвок для оживления пейзажа...".
Храмы встречались с такой же интенсивностью, как в Германии. Но ажиотажа вокруг них не было (как и там).
У меня была информация, что в Роттердаме интересная новая архитектура. Работают архитекторы с оригинальным мышлением. Я стремился увидеть что-нибудь новое для себя, но пока безуспешно.
Наконец этот гараж заставил произнести мысленную похвалу: "Молодцы!...".
Бросилось в глаза, что здесь используется много велосипедных причиндалов. Например, в таком корыте можно перевозить грузы или детей (внутри могут быть сиденья).
Католический кафедральный собор Св. Лаврентия и Елизаветы был закончен в 1922 году.
Внутри достаточно скромно. Возможно, это лишиний раз указывает на рациональность голландцев.
Следующее сооружение, похожее на церковь оказалось мечетью (скорее всего, церковь здесь была раньше). Постарался узнать, где находится главная мечеть города, но мне удалось понять только направление движения к ней.
Стал свидетелем небольшого ДТП. Меня обогнал велосипедист, двигавшийся на большой скорости. На перекрёстке он столкнулся с автомобилем. Общение его с водителем происходило на повышенных тонах. Видно было, что он испугался. Что делать, искусство катания на велосипеде, как и любое другое, требует жертв...
Между тем архитектура становилась интереснее. Уличная сетка Роттердама часто сложна, поэтому данное обстоятельство подсказало мне, что я движусь к воде. Всё-таки, во всех портовых городах, лучшая часть зданий обычно тяготеет к побережью.
В этом месте можно остановиться и подумать (постараться понять, что хотел сказать автор).
Очередной канал.
Порт близко - вон сколько судов у берега...
Река Рейн, добравшись до Нидерландов (иначе Голландии), делится на несколько рукавов, каждый из которых имеет своё название. Роттердам стоит на Новом Маасе. Его берега сплошь застроены портовыми сооружениями. От них тянуло чем-то едким...
Далее моё движение происходило вдоль южного берега Нового Мааса.
Похоже, что торцевая стена зданий собиралась из двухэтажных панелей.
Напоминание о голландских мореплавателях прошлого.
Эти фигуры я назвал:
Вечер.
И Утро.
Евромачта была построена в 1960 году для выставки "Флориад - 1960". На высоте 96 метров находится смотровая площадка с рестораном. Выше, до отметки 185 метров, можно подняться в панорамной кабине.
Погода выдалась не слишком тёплой, но гуляющих хватало. На берегу действительно было интересно.
Берег реки изрезан каналами, бухтами и заливами. Время от времени приходилось уходить вглубь застройки. Деревянная церковь на окраине парка.
Войдём внутрь.
Интересная птичка.
Памятник поэту Хендрику Толленсу.
Памятное фото.
Назад Вперёд
Перейти к другим рассказам
|