Закончив первую часть прогулки по Пярну, я снова прошёл на ярмарку. Остановился у лотка, за которым торговал колоритный мужчина.
- Скажите пожалуйста, на Вас одет костюм мельника?
- Нет, это одежда жителя эстонского хутора. К сожалению, желающих так выглядеть всё меньше. Молодёжь уезжает в большие города и другие страны.
- Ну это общая тенденция. Я недавно смотрел фильм об американских феремерах, и они тоже жаловались, что их сыновья не хотят работать на земле.
- А Вы латыш или литовец? - поинтересовался собеседник.
- Я русский, - было непохоже, что я его огорчил, - а на каком языке разговаривают при встрече эстонец и литовец?
- На русском чаще всего. Более молодые могут общаться на английском. У нас же язык сильно отличается от других. А литовский похож на русский... (Данное утверждение меня немного удивило, но для эстонцев это, возможно видится так).
Послушал немного гастролёров из Латинской Америки и глянул на часы. Можно было ехать устраиваться в гостиницу.
Отправляюсь к месту будущего ночлега. Памятник Лидии Койдула (1843 - 1886), дочери Й. Яннсена (памятник ему показан в первой части), поэтессе, драматургу и общественному деятелю. В Пярну прошла её молодость. Закончилась жизнь Лидии в Кронштадте, месте службы мужа (военный врач).
Еду не торопясь и наслаждаюсь. Велосипедисту в Пярну очень комфортно. Так же, как и в Клайпеде, Лиепае, Паланге и многих других местах бывшей Прибалтики. Соответственно, и фотографий получается много. И рассказы пишутся в нескольких частях не из-за того, что Пярну, к примеру, интереснее Владивостока ( рассказ о нём состоит из одной части). Конечно, нет, но во Владивостоке и прочих больших городах мне приходилось совершать протяжённые пробеги по улицам, а потому на многое просто не оставалось времени, да и усталость накапливалась. А здесь я даже сумел неплохо отдохнуть.
Ищу нужную улицу и фотографирую по пути.
По дороге пришлось несколько раз спрашивать дорогу, но постоянно безуспешно. Наконец, мне попался русский молодой мужчина, который пригласил пройти внутрь его мастерской, открыл компьютер и мы разобрались в ситуации. Признаюсь, что было очень приятно, когда русский помог русскому. Если бы так случалось часто... Вскоре я уже открывал калитку частного владения. Во дворе можно было увидеть поделки, выполненные руками хозяина. Часть из них включала в себя элемнты скелетов. Хотелось верить, что все они принадлежали животным (их смерть мы воспринимаем без эмоций), но окончательная ясность должна была наступить, когда на город опустится ночь...
В гостинице я только устроился и сразу отправился назад. Возвращаться в центр решил ближе к берегу моря. Здесь находится район многоэтажной застройки. Часть зданий выглядит весело, я интересуюсь:
- Скажите пожалуйста, это новые дома или отремонтированные? (Может быть не именно те, которые представлены на фотографии, но где-то рядом).
- Почти все они просто прошли реконструкцию. Новый здесь, по-моему, только один, да и то у него уже стена треснула...
Ах эстонцы!... Ну не можете сами сделать надёжно, так пригласите рабочих из Средней Азии. Они вам построят всё как нужно...
Попадаю на отличную велодорожку. Здесь можно уловить запах моря. Если его не перебивает аромат хвойного дерева или другой растительности...
В эти дни в Пярну проходили международные детские футбольные соревнования. На нескольких полях ребята гоняли мяч.
На море всегда интересно.
Затем (ближе к центру) начались архитектурные сооружения. Среди них можно было выделить интересные.
Здание грязелечебницы было построено в 1926-1927 годах на месте сгоревшего в ходе Первой Мировой войны плавательного учреждения.
Центром городской культурной жизни долгое время являлся курзал, построенный в 1880 году. В настоящее время здесь работает самый большой трактир в Эстонии.
Недалеко от входа установлен памятник музыканту и композитору Раймонду Валгре (1913 - 1949), часто выступавшему здесь. За его спиной находятся динамики, из которых слышатся написанные им мелодии.
Долговечные места отдыха оборудованы в парке. Надо и нашим озеленителям взять данную конструкцию на заметку.
Интересная галерея со скамейками в нишах.
Вилла "Амменде" была построена в 1907 году для дочери купца Германна Амменде, в качестве свадебного подарка. В настоящее время здесь расположен отель.
От ярмарки сегодня никуда не деться. Да и все дороги к ней ведут. За один раз её осматривать тяжело, а заходить время от времени намного интереснее. Встретил того русского парня, который помог мне найти дорогу в гостиницу. Он закончил работу и пришёл отдохнуть. Посетовал, что даже машину сегодня некуда поставить.
Останавливаюсь у необычного транспортного средства. Рядом хозяин (в правой части фото, в черной шляпе). Интересуюсь:
- Он что, ездит?
- Да, на дровах, - видно было, что хозяин шутит.
Выясняется, что это шашлычница и барбеккю. Да ещё и хранилище для пива. Только где его держать, чтобы не нагрелось, я не понял. Владелец агрегата не успевал отвечать на вопросы.
От одной из сцен слышалась родная мелодия. Это выступал балалаечник. Ему долго аплодировали и вызывали на бис. Думаю, что не ошибусь, если представлю его так:
- Илья Лунин. Носитель русской культуры.
Наверняка, зрители со мной согласятся.
Совсем рядом кто-то не терял надежды на уединение.
Я направился в сторону устья реки Пярну.
Надо сказать, что берег моря в Пярну очень пологий. Заходить в воду на пляже нужно долго. Для маленьких детей это, может быть, и хорошо, но мне не понравилось.
Выхожу на мол. Он выглядит не так мощно, как в Лиепае. Но, видимо, хватает и такого. Это Южный, а по правую руку тянется Северный. Длина их, между прочим, километра по полтора, а построены они были в 1863 - 1864 годах.
На некоторых камнях есть надписи. Самая старая, обнаруженная мной, эта. Пожалел, что рядом нет подходящей железяки. Как теперь потомки узнают, что я был здесь в 2014 году?
Взгляд на город с моря.
Кто-то спешит домой...
Добираюсь до оконечности мола.
И жду, пока мимо пройдёт большой корабль.
Недалеко от меня сидят две девчушки и о чём-то судачат. Я достаю фотоаппарат и снимаю их. В этот момент одна из них поворачивается и вопросительно смотрит на меня. Я подзываю их, выясняю, что они приехали из Финляндии и, как могу, объясняю, что мне понравился сюжет: "Две девушки смотрят в море и мечтают о взрослой жизни". Они со мной соглашаются, и я удаляюсь, считая инцидент исчерпаным. Мой велосипед пристёгнут на берегу. Место там пустынное, нечего его на длительный срок оставлять. Да и солнце уже низко. Иду я быстро, но слышу, как за мной пыхтят девчонки. "Ну уж нет, чтобы эти пигалицы меня, здорового мужика, перегнали!...", и добавляю ходу. Вдруг слышу, что они зовут меня. Останавливаюсь, подходят. А уже половина мола пройдена. Объясняют, что фотография им очень понравилась и они хотели бы её перебросить на свой аппарат. Я не против, но говорю, что не знаю, как это сделать. Мы какое-то время пытаемся решить данный вопрос, пока я не предлагаю сфотографировать их здесь в такой же позе. А дома пусть скажут, что это на самом конце мола. Иногда же можно и соврать. Когда это для пользы дела...
По дороге встречаю весёлую компанию девиц. А где же парни? У компьютеров сидят?
Проехал поинтересоваться, не закончилась ли ярмарка. Оказалось, что нет. По-моему, появились новые исполнители (кто же сумеет выступать целый день). На одной из сцен, а их было много, объявляла номера женщина, одетая в национальный костюм.
Помню, что музыка звучала самая простая, мне кажется, что такую воспроизводят музыкальные шкатулки. Тем не менее, взрослые люди с тщательностью исполняли под неё все движения. И зрителям нравилось. Я тоже остановился зачарованный происходящим.
Танец с саблями (эстонский вариант). Простая музыка, простые движения, а я просмотрел до конца и аплодировал совершенно искренне.
Наконец-то я окончательно покидаю шумную ярмарку. Памятник писателю Августу Якобсону (1904 - 1963).
Выбираюсь на улицы вечернего города. Наверное, в обычные дни здесь народу поменьше. Встречаются нетрезвые граждане, но практически все ведут себя достойно.
Кто-то продолжал веселье прямо на улице.
Я направился в гостиницу. Есть в Пярну и такие серьёзные здания.
Перед гостиницей установлен монумент Независимости. Он воспроизводит фрагмент фасада театра "Эндла", стоявшего на этом месте, в котором, в 1918 году, был зачитан "Манифест всего эстонского народа".
Следующий памятник хранит следы недавнего пребывания людей. Видимо, тоже не забыт. Возможно, власти города разрешают около него делать всё. Такая изощрённая демократическая месть.
Какое-то время я двигался вперёд, не особо задумываясь о верности выбранного направления. (Как можно заблудиться в таком маленьком городе!). И вскоре понял, что не знаю, где нахожусь. А прохожих долго не встречал. В конце концов выбрался к велосипедной дорожке. Оказывается в Пярну она имеет форму кольца. Морскую часть её я проехал раньше, а теперь предстояло познакомиться с участком, проложенным вдоль реки.
Встретились фонари в виде вёсел. Около одинокого рыбака я остановился посмотреть на улов. Оказалось, что рыба здесь водится достаточно крупная. Мужчина плохо говорил по-русски, но показал мне прикорм, которым он пользуется. На вопрос, могут ли в этом месте удить другие люди, ответил отрицательно. Видя его мощную комплекцию, я понял, что так оно и есть. Недалеко от берега ровными рядами болтались на поверхности поплавки. Я поинтересовался, не сети ли это. Он попытался мне ответить, но запаса русских слов ему явно не хватало. Я уже собрался откланяться, но он остановил меня. Достал телефон, позвонил жене и передал трубку мне. Я услышал абсолютно чистую русскую речь. Оказалось, что поплавки ограничивают место для гребли.
- Благодарю Вас за разъяснение. И готовьте сковородку, улов хорош...
Вскоре я уже трапезничал в гостинице. Меня поселили на третьем этаже, а туалет и кухня были на первом. Бельё оставляло желать лучшего. Стоил номер дороже, чем, например, в Шауляе или Вентспилсе, а условия хуже. Во дворе группа постяльцев допоздна готовила шашлыки, сопровождая это действо шумным выделением слюны (под негромкую музыку). Утро встретило ненастной погодой. Я выбрал момент, когда дождь стал идти потише и рванул на вокзал.
Обнаружил, что вчера умудрился не заметить интересную пожарную каланчу. Снял её и убрал фотоаппарат. Впереди Таллин...
Перейти к другим рассказам
|