Кисловодск расположен в северных предгорьях Большого Кавказа. Его предшественником была русская военная крепость, возведённая в 1803 году. Известность городу дала местная кислая минеральная вода "Нарзан".
Не без труда я нашёл нужный мне адрес. Дело в том, что уличная сеть Кисловодска крайне запутана. Связано это с гористым рельефом местности. Хостел, в котором я забронировал место, располагался на первом этаже административного здания. Он находился в идеальном состоянии, возможно потому, что открыт совсем недавно. В заведении было оборудовано несколько номеров разного уровня комфортности, но, кроме меня, находился всего один постоялец. Мы познакомились, и он немного рассказал мне о Кисловодске, в котором прошло его детство, и в который он приезжает уже во второй раз на похороны бывших одноклассников. Вскоре мой сосед ушёл, сообщив, что, наверное, сегодня ночевать здесь не будет. Я же решил сначала плотно перекусить, т.к. понимал, что впереди меня ждёт немалая физическая нагрузка.
Через полчаса я уже катился на велосипеде и знакомился с Кисловодском.
По городу протекают две речушки - Ольховка и Берёзовка, позже впадающие в реку Подкумок. Вид обустройства их берегов подсказывает, что они подвержены сезонным колебаниям уровня воды.
У меня ещё завтра полдня в запасе, а потому я спокойно движусь к воротам Курортного парка.
Это вход в парк.
Сразу за воротами развернули свои стенды торговцы живописью. На фоне их суеты торжественно напоминает о Вечности великолепный памятник М. Ю. Лермонтову.
К этому времени я уже много проехал по Кавказу. И полностью разделял мнение Михаила Юрьевича. Регион очень противоречивый, но крайне притягательный. Интересно здесь всё: и природа, и люди.
Памятник служит и неплохой смотровой площадкой. Воспользуемся этим его качеством, чтобы лучше познакомиться с округой.
Здесь неплохо получаются на фотографиях девушки в синих кофточках (это обстоятельство можно учесть при подборе гардероба для поездки).
Нарзанная галерея (1850 г).
Захожу внутрь. Купол над источником.
Несколько скульптур полуобнажённых дам напоминают о том, что в данном месте не только лечатся, но и отдыхают.
Можно попить нарзана. Я пробовал щелочную минеральную воду в Ессентуках и она мне не понравилась (смог продавить внутрь только маленький глоток). Повторил попытку и в Кисловодске. Она оказалась тоже безуспешной. Вкус воды здесь показался более приемлемым, но запах... Почему-то вспомнилось, как ещё недавно некто Малахов пытался лечить народ уринотерапией...
Один из торцов Нарзанной галереи.
Поблизости расположились музыканты из Южной Америки. Я с такими жил в Москве. Вернутся в хостел и будут сидеть, уставившись в ноутбуки. А на следующий день снова оденут перья...
Начинает настойчиво накрапывать дождь. Мне нужно определяться, как строить маршрут сегодняшнего дня. Решаю немного поглядеть на Курортный проспект. Это самая оживлённая улица города.
Поворачиваю в Курортный парк. Он велик, и его лучше посмотреть сегодня.
Кафе "Эрмитаж".
Понравился памятник А. С. Пушкину. Классический образ. Александр Сергеевич два раза бывал в Кисловодске.
Оформление источника.
По аллеям парка гуляло много людей.
В некоторых местах их количество просто зашкаливало. Возможно, это были организованные группы. С учётом того, что рельеф местности здесь сложен, можно предположить, что физическая нагрузка, при такой прогулке, получалось весьма приличной. И наверняка, спят отдыхающие хорошо. Приписывая, при этом, проявление данного эффекта исключительно действию минеральной воды и здешнего воздуха. Хотя, если бы они в домашних условиях, также много двигались на природе, то здоровья набрались бы не меньше...
Гостиница "Шахматный домик".
Поднимаюсь вверх по течению одной из местных речек.
Парковая скульптура.
Фонтан "Зеркальная струя". В него принято бросать монетки. А раз кто-то бросает, то должен быть и тот, кто их вынимает.
Между тем, русло реки становится всё более интересным.
По-моему, это место называется "Каменный пляж". Справа мостик "Дамский каприз".
Памятник Лермонтову.
Неплохое место для важных разговоров: уровне холестерина в крови, вчерашнем сериале или отсутствии аппетита у любимой кошки...
Это была нижняя часть парка. Я постепенно поднимаюсь по склонам в верхнюю его часть. Белки совсем не боятся людей.
Моей целью является Долина роз. Вообще, Курортный парк Кисловодска занимает второе место в Европе по площади, уступив своё лидерство после того, как в последние годы один из городских мэров отрезал от него изрядный кусок.
Теперь я практически на самой вершине. Из этой беседки открывается отличный вид на округу. Недалеко находится верхняя станция канатной дороги.
Пора возвращаться назад. Спускаться вниз буду другим путём.
Усилившийся дождь закончил мою прогулку раньше намеченного времени. До наступления темноты я просто неспешно прокатился к месту своего ночлега. Пришлось спрашивать дорогу, т.к. умудрился запутаться в хитросплетении местных улиц. В хостеле я оказался один, не считая охранника. Мой сосед, как и предполагал, не вернулся сюда с похорон. После ужина я некоторое время беседовал с чоповцем, но никакого удовольствия сие общение не принесло. Собеседник постоянно нудил о плохой жизни, но, будучи мужчиной ещё не старым, предпочитал не действовать для её изменения к лучшему, а сидеть с каким-то электронным устройством в тесной конуре. Впрочем, спать мы легли почти одновременно. Вообще, от Кавказа осталось своеобразное впечатление. Люди здесь работают, но их деятельность редко повышает благосостояние страны, т.к. многие предпочитают наличный расчёт, теневые схемы и прочие варианты заработка, которые не влияют на пополнение госказны. От государства же требуют финансирования всех намеченных программ.
Утро также встретило дождём. Я три часа просидел в помещении в надежде его переждать, но затем решил, что теперь можно и намочить фотоаппарат, т.к. он успеет высохнуть в вагоне, по дороге в Сочи.
Примерное расположение нужных объектов было мне известно. И я двинулся вперёд короткими перебежками.
Заканчивается строительство мечети.
Воинский памятник.
Первый храм, посвящённый Николаю Чудотворцу появился в Кисловодске ещё в 1803 году. Это была деревянная церковь на территории крепости. Каменный Свято-Никольский собор был построен в 1883-1888 годах. В 1936 году храм был взорван, а в конце XX века восстановлен в облике, максимально приближённом к первоначальному. Его высота 54 метра.
Памятник уроженцу Кисловодска, Герою Советского Союза Георгию Арустамову. Он погиб в 1945 году.
Историко-краеведческий музей "Крепость" расположился на территории Кисловодской крепости.
Памятник георгиевским кавалерам Первой Мировой войны.
В 1820 году в крепости останавливался А. С. Пушкин.
Далее я качусь по городу, высматривая объекты для фотографирования и укромные места (под навесом), из которых можно произвести съёмку.
Снова Курортный проспект. Здание Нарзанных ванн.
Дача Ф. И. Шаляпина.
Пережидаю дождь под навесом остановки. Две дамы рассуждают на тему "Какой город на Кавминводах лучше?...". Т.к. в сложившихся условиях всех нас можно считать одним коллективом, то, на правах его члена, отдаю свой голос Кисловодску, предупреждая, что я здесь только второй день и сегодня уезжаю.
- А что здесь можно увидеть за день? - видно, что мои собеседницы любят обстоятельно подходить к подобным делам.
- Времени на большее не хватает. Мне ещё в Сочи нужно заехать, а отпуск заканчивается. Вот и погода подвела. Теперь трудно понять, куда ехать фотографировать.
Мои слова можно расценить, как призыв о помощи, и дамы откликаются:
- Особняк Кшесинской смотрели?
- Нет.
- Сейчас езжайте налево, затем повернёте направо. Наверху спросите...
Двигаюсь по указанному маршруту. Снимаю нечто подходящее.
Навстречу идёт прохожий, и я уточняю:
- Не подскажете, это дача Кшесинской?
Наверное, нужно было подсказать и кто такая Кшесинская, потому что мужчина пожимает плечами. Зато показывает на соседнее здание:
- А это КГБэшники себе устроили гнёздышко. Забором отгородились...
Указанный особняк производит серьёзное впечатление, и я пытаюсь защитить работников органов:
- Может быть, и правильно. А то найдутся среди них болтуны и выдадут государственную тайну собутыльнику. А так все контакты будут исключительно внутри коллектива...
- Возможно, Вы правы. Выпить они любят...
Неподалёку ещё здание за высоким забором. Фотографирую и его.
- А дом Брынцалова видели? - мужчина начинает проявлять неплохую осведомлённость.
Я пытаюсь вспомнить, кто такой Брынцалов. Память выдаёт информацию, что это производитель водки и лекарств. Возможно, бывший.
- Нет. А что, он достоин быть сфотографированным?
- Огромный замок...
Так и оказалось.
Памятник Дзержинскому.
Восстанавливается Пантелеймоновская церковь. Когда-то на её строительство жертвовал деньги Ф. И. Шаляпин, а позднее бывал в ней на службе, во время посещения Кисловодска.
Пока работает небольшой храм.
Я направляюсь в сторону железнодорожного вокзала.
Возле которого фотографирую здание филармонии и заканчиваю на этом знакомство с Кисловодском.
Перейти к другим рассказам
|