Закончив велопрогулку по Махачкале я вернулся в санаторий. Заснул быстро и с наслаждением, но, в середине ночи, был разбужен призывным зовом из мечети, распространяющимся на всю округу посредством мощных динамиков. А ведь рядом жилые дома...
Утренние сборы были недолгими, и вот я уже на пути к автовокзалу. По дороге пришлось постоянно увиливать от маршруток, т.к.их водители старались показать, что считают меня инородным телом на проезжей части. Микроавтобус на Грозный наполнялся два часа. Потенциальные пассажиры приходили, заглядывали, некоторые даже сидели недолго, и уходили на соседнюю автостанцию, откуда можно было взять такси до Хасавюрта, а оттуда уже ехать в Грозный. (Так получалось быстрее). Пока ждал отъезда, вспомнил, что так и не попробовал местного пирога чуду. Удалось наверстать упущенное в здешнем буфете...
Вдруг маршрутка быстро заполнилась. Оказалось, что где-то указано, что она отходит в 11-00. Водитель сначала хотел, чтобы я занял два места (из-за сложенного велосипеда в чехле) и заплатил за двоих, но пассажиров набилось много, и позже он переместил меня на одиночное сиденье, взяв одинарную оплату (мне было всё равно, т.к. стоимость проезда невелика). Достаточно быстро мы оказались в Хасавюрте. Это дагестанский город, известный своими рынками. Он показался мне достаточно шумным. Далее миновали блок-пост, на границе Дагестана и Чечни, и вскоре въехали в Гудермес. Сразу бросилось в глаза, что Чечня выглядит аккуратнее Дагестана. Пассажиры сидели тихо, только за моей спиной весело болтали несколько молодых парней. Впереди показались высокие дома. По моим расчётам пора было появиться Грозному, но я, на всякий случай, обратился к своим разговорчивым соседям:
- Ребята, это уже Грозный?
- Да...
Я стал пробираться к выходу, начавшийся за спиной шум подсказывал, что мой уход вызвал серьёзнейшую передислокацию пассажиров. Т.к. место, которое я занимал, было самым лучшим, а в салоне явно ощущалась теснота (мы ехали на "Газели"). Только я взялся за ручку двери, как услышал, что кто-то из парней сказал:
- Это же Аргун! Это не Грозный!...
Но я уже не реагировал на поступающую извне информацию, т.к. вытаскивал наружу велосипед и рюкзак. Маршрутка уехала, а я уточнил, где оказался. Это был город Аргун.
Нужно было принимать ситуацию такой, какой она была. Для подобных случаев у меня выработан проверенный алгоритм действий. Первым делом я основательно выругался, помянув всех причастных к этой ошибке людей (прибавив, для верности, и некоторых непричастных). Затем достал термос с чаем и, прихлёбывая, огляделся по сторонам. Вообще-то окружающая действительность содержала в себе немалое количество элементов позитива. Прилегающая к шоссе часть Аргуна выглядела ухоженно. На улицу высыпало большое количество школьников. Все в чистой, одинаковой форме, а у девочек на головах лёгкие газовые косынки. Вдали виднелась мечеть оригинальной конструкции.
- А ведь мог бы проскочить этот город на ходу и ничего бы не увидел!...
Нет, всё-таки, Небо благоволит ко мне...
Я стал выяснять, сколько километров до Грозного. Первый же респондент ответил, что 30. Понятно, что он, скорее всего, был неточен. Но в какую сторону? Спросить ещё раз было не у кого, т.к .кругом находились только дети. После некоторого раздумья я решил идти к таксистам и окончательно отбросил вариант велопробега до Грозного. Неизвестно, сколько ещё там придётся ездить... Значительная часть водителей легковушек оказалась "бомбилами". Мне "зарядили" 300 рублей (от Махачкалы до Грозного на маршрутке 200 рублей). "Ладно, - подумал, - отобью разговорами...".
Я уложил велосипед, и мы тронулись. Водитель выглядел человеком общительным.
- Ну как в Чечне сейчас живётся? Я только что из Дагестана, показалось, что там бардака много...
- У нас жить можно. А там... Да порядка в Дагестане не хватает...
- Пристёгиваться-то нужно?
- Нужно. Рамзан по телевизору сказал, чтобы все пристёгивались... Заставляет теперь на крышу ставить шашечки, а за них деньги нужно платить...
Он попытался развить тему тяжёлой жизни людей, занимающихся частным извозом, но я его перебил:
- Но ведь он порядок наводит. Вам же жить будет лучше...
- Порядок - это, конечно, хорошо. Но почему я должен столько платить? Мне-то он что назад возвращает?
- Как что? А дорогу, жильё, поликлиники не он даёт?
- Почему он? Аллах даёт, - на его лице появляется хитрая улыбка. Я понимаю, что он обыгрывает ответ Рамзана Кадырова одному из корреспондентов на вопрос, откуда в Чечне средства для ведения хозяйства.
Неожиданно на горизонте появляются большие дома. Я договаривался, что выйду у городских ворот, и мой водитель объявляет:
- Приехали...
От ворот отходит стена, на которой показаны чеченские символы. Это одно из изображений.
Прежде, чем въезжать в большой город, я решаю сходить на природу. Тем более, что рядом никого нет, и велосипед с рюкзаком можно оставить безбоязненно. Но далеко от дороги отойти не удаётся.
Какое-то время застройка ничем не привлекает. В одном месте гаишник остановил легковушку, из которой вышел молодой парень. Одет в цивильное, на поясе кобура. (Я в этот момент передвигался по тротуару). Поговорили немного и расстались...
Новое здание выглядит вполне достойно.
Это площадь Минутка, название которой постоянно мелькало в хрониках сводок минувшей войны.
Обращаюсь к группе мужчин с просьбой подсказать дальнейшее направление. Заодно интересуюсь, почему она так названа.
- А тут железнодорожная станция рядом. Поезда на ней стояли ровно одну минуту...
Стали попадаться облагороженные хрущёвки. Возможно, во время войны они были разрушены, а после восстановлены.
Макет родовой чеченской башни у Дома торжеств.
Надпись на мосту относится к Ахмату Кадырову. Портрет которого виден дальше, на стене дома.
Это проспект его имени.
Данная магистраль является одной из центральных. Производит она хорошее впечатление. Катаясь на велосипеде, я всегда невольно оцениваю город и с этой точки зрения. Грозный для велосипедиста удобен. Не в последнюю очередь из-за неплохого состояния тротуаров. Например, такие мелочи, как утопленные на пешеходных переходах поребрики, всегда говорят о том, что за качеством работ следят. Никакого дополнительного финансирования для подобных вещей не нужно.
Наполняемость города общественными зданиями обычна для нашей страны.
Забыл уточнить у жителей, по-моему, в Чечне проблемы с распитием алкоголя.
Государственный университет.
Церковь Михаила Архангела была освящена в 1892 году. В советское время не закрывалась. Во время чеченской войны храм получил сильные разрушения. Полностью комплекс не восстановлен до сих пор.
Знаменитый Грозный-сити.
Здесь просто идеальное место для катания, и я фотографирую здание в округе.
Учебное заведение.
Министерство ЖКХ.
Портреты Владимира Путина и Ахмата Кадырова часто расположены рядом.
Дальше прохода нет. За воротами находится резиденция президента Чечни.
Проезд находится под охраной. Спрашиваю, могу ли я пройти внутрь, чтобы сфотографировать здание. Ответ, конечно, отрицательный, но один из охранников показывает, откуда уже можно. Но это слишком далеко.
Ресторан "Глобус".
Река Сунжа. Вид в сторону президентского дворца.
Дом приёмов. Накануне здесь отмечали праздник. При мне разбирали декорации. Поинтересовался у охранника:
- Это декоративные башни?
- Да, их установили только к мероприятию.
- А настоящие где-нибудь можно увидеть?
- Когда была война они разбомбили все башни. Оригинальные остались только в Ведено.
"Они" - это мы... Конечно, для того, чтобы утихла боль той войны, нужно время. Но процесс нормализации идёт, и это видно невооружённым глазом.
Соседнее сооружение также похоже на место проведения приемов или чего-то схожего.
Вообще, в центре города вооружённых людей в форме достаточно. Но они ни к кому не лезут. Видимо, в их задачу входят более важные дела. Я ношу фотоаппарат в поясной сумке. У одного из зданий остановил велосипед, отошёл и полез рукой к поясу. Проходивший поодаль человек в камуфляже остановился и посмотрел в мою сторону. Увидев, что я достал не оружие, а фотоаппарат, он двинулся дальше...
Школа хафизов (хранителей Корана, запоминающих его наизусть). В ней обучается 100 мальчиков.
Теперь президентский дворец ближе. Но он отделён рекой.
Рядом с ним расположена мечеть в форме Каабы (одна из главных мусульманских святынь кубической формы, находится в Мекке). Посмотрим её поближе.
Нефтяной университет. Чечня - нефтедобывающий регион.
Скорее всего, рядом с Домом приёмов отмечали этот праздник. Роль женщины в Чечне отличается от той, к которой привыкли во многих других российских регионах.
Здание мэрии.
И ещё одно, по-соседству.
Развевающиеся над некоторыми домами флаги подсказывают, что там находятся государственные учреждения.
Мечеть "Сердце Чечни" строилась с 2006 по 2008 год. Центральный купол диаметром 16 метров поднят на высоту 32 метра. Минареты вознеслись вверх на 63 метра каждый. Так же, как и в Махачкале, за основу взят комплекс Голубой мечети в Стамбуле. Только в Грозном она расположена очень грамотно.
В возведении мечети активное участие принимали строители из Турции.
Зайдём внутрь. Мечеть может вместить 10 тысяч человек.
Можно подняться на второй этаж.
Молитвенная ниша в стене (михраб) показывает направление на Мекку.
Двор перед зданием и галереи могут вместить ещё 10 тысяч человек.
К тому времени я ещё не устроился в гостиницу. У меня была парочка адресов, и я медленно двигался в нужную сторону. По дороге знакомясь с городом. Сразу хочу сказать, что интересных зданий оказалось немного. То ли разрушены во время войны, то ли не было и раньше.
Кое-что появилось в последние годы.
Национальный музей.
Центральный рынок занимает целый квартал. При виде его я вспомнил, что не ел уже давно. Ещё утром купил чебурек, а потом, не найдя урны, спросил у продавщицы, куда бросить бумагу:
- Мне говорили, что Рамзан Ахматович строг к тем, кто мусорит. Боюсь попасть ему под горячую руку...
Женщина поняла мою иронию и бросила всё в какую-то коробку.
Сейчас я нашёл столовую и перекусил без фанатизма (стараюсь есть понемногу, чтобы не ехать с полным животом). Цена показалась чуть ниже петербургской.
Поблизости находилась мечеть. Я уже целый день находился в Грозном и мог просуммировать некоторые наблюдения. Одно из них - население Чечни не менее религиозно, чем в Дагестане. Возможно только, Рамзан Кадыров как-то управляет этим процессом...
Мемориальный комплекс Славы. В центре музей Ахмата Кадырова.
Командир-кавалерист Мовлид Висаитов.
Около рынка должна быть гостиница (в предыдущей не оказалось мест), и я занялся её поисками. Заодно осматривал окрестности.
Памятник борцам революции Николаю Фёдоровичу Гикало, Асланбеку Джемалдиновичу Шерипову, Гапуру Саидовичу Ахриеву расположен на площади Дружбы Народов. Симолизирует братство русского, чеченского и ингушского народов.
Этот момент нашей жизни до сих пор весьма актуален.
Небольшой парк.
Задумки на будущее.
Я останавливаюсь в этой гостинице. Мне достаётся номер под крышей с треугольным окном. Велосипед предложено поставить на автостоянку во дворе. Я немного отдыхаю и еду фотографировать ночной город.
Центр ночного Грозного достаточно оживлён. Кроме автомобилей здесь много гуляющих. В воздухе разлита безмятежность, ничто не напоминает о боевиках и терактах.
Под часами время от времени появляется надпись:
- Рамзан! Спасибо за Грозный!
Я бы присоединился к этим словам. Наверное, было непросто всё восстановить и начать мирную жизнь. Правда, вскоре после моего отъезда в городе был произведён взрыв на празднике, и погибли люди. Но я уверен, что Рамзан Кадыров добьётся прекращения подобных вылазок и добьет противников. Чеченский народ давно заслужил спокойную и счастливую жизнь.
Утром я проснулся отдохнувшим и полным свежих сил. По дороге на вокзал посетил мемориальный комплекс, посвящённый павшим в борьбе с боевиками.
К людским взорам здесь обращено много правильных слов. Есть даже какая-то фраза Д. А. Медведева (наверное, это единственное место, где его слова высечены в камне). Мне же запомнились эти...
Перейти к другим рассказам
|