Датой основания Гродно считается 1128 год. Появился он на свет в Древнерусском государстве. За свою долгую жизнь город успел побывать в составе Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, Советского Союза. В настоящее время является областным центром Беларуси. Численность населения его превысила 350 тысяч человек, причём она постоянно растёт.
Поезд прибыл в Гродно ранним утром. Я уже много раз бывал в этом городе, но совершенно его не знал. В 1990-х годах захлестнувшая страны бывшего СССР волна демократии и свободы подхватила массу не успевших спрятаться от неё граждан и понесла их по просторам Европы и даже далее. Кто-то уезжал работать, покидали родные пенаты представители криминалитета, но большинство людей ринулось торговать. Для этих целей не нужно было даже со службы увольняться. Приехал на любой рынок в одном из соседних государств, за пару дней сбыл всё привезённое и сразу домой... Я с группой товарищей возил товары в Польшу. Даже непродолжительного пребывания вне пределов хлебосольной Родины было достаточно для появления продовольственной ностальгии. Измученные супом-пюре, бутербродами и пиццей мы ждали прибытия в Гродно и, после прохождения таможни, бежали на перрон и дальше в город, чтобы затариться горячей картошкой, жареными курами, малосольными огурчиками, свежим хлебом... Каждый раз в моём распоряжении было около 20 минут, но что за это время можно увидеть? И вот, в 31-й, наверное, раз попадания в Гродно, я, наконец-то, буду смотреть его без спешки... Выйдя на улицу, я обнаружил, что солнце ещё низко, а потому многие фасады пестрят тенями.
Любители сладкой жизни могут посетить Музей центра по научному пчеловодству (так написано в табличке, хотя, наверное, правильнее было назвать его центром научного пчеловодства). Здесь можно не только увидеть оборудование и инструменты для пчеловодов, но и посмотреть на жизнь пчёл изнутри с помощью видеокамеры, вмонтированной в улей, находящийся в Аграрном университете.
Оценив обстановку, я решил немного повременить и снова проехал на вокзал, пройдя в зал ожидания. Появившееся в личном распоряжении время можно было потратить на себя. Например, перекусить или поговорить с кем-либо из горожан. Усевшись поудобнее, я достал рогалик, купленный накануне в Орше, и налил чаю из походного термоса. Видимо, мои желания явственно проступили на челе, т.к. вскоре я услышал направленный в свою сторону вопрос:
- Вы, наверное, турист?
- Да. Приехал посмотреть и поснимать, - и для убедительности обнажил свой фотоаппарат, висевший на брючном ремне.
- А из какого города к нам прибыли?
- Из Петербурга.
- Ясно. Ну и как там, у вас живётся?
- Нормально...
Мужчина ненадолго замолчал, видимо, отведя некоторое время на радость за меня, Петербург да и всю Россию, и затем продолжил:
- А Вы удачно приехали. Сегодня у нас открывается фестиваль национальностей.
- А что это такое, - я был совершенно искренен.
- Приезжают люди из разных городов и стран, показывают свои костюмы, поют и танцуют. Да, впрочем, сами увидите...
Через некоторое время мы вместе вышли из здания вокзала, и он немного рассказал мне о ближайших окрестностях:
- Там бывший немецкий квартал. В нём кирха. Но в это время она, конечно, закрыта. В той стороне новые районы, в них Вы навряд ли найдёте много интересных зданий. А эта улица ведёт, как раз, в центр. И вот Вам мои последние стихи, - он протянул мне пачку листов, - думаю, что житель Петербурга сумеет их оценить...
- Но я не читаю стихов, вот если бы Вы предложили мне прозу, - но мои отговорки были тщетны...
Сначала я решил, всё-таки, посмотреть современные здания, расположенные поблизости.
Далее мой путь лежал в центр.
Достаточно быстро я проехал несколько улиц. Решив вернуться сюда позже, когда положение солнца станет более подходящим для фотографирования. Повстречавшийся на площади имени себя Владимир Ильич с надеждой смотрел в будущее. На этот раз в совершенно недалёкое, неминуемому наступлению которого не могло помешать ничто.
Направив свой взор в ту же сторону, я увидел военнослужащих, монтирующих сцену. Некоторую тревогу вызвало большое количество приготовленных ограждений.
Оказалось, что центр города будет перегорожен. Поэтому часть фотографий я решил сделать сразу, т.к трудно было предположить, как события будут развиваться дальше. Пешеходная зона на улице Советской.
Корпус бывшего доминиканского монастыря (конец XVIII века).
Первые продавцы уже раскладывали свои товары вдоль домов.
Советская улица вывела к Советской площади.
Интересного здесь много, но я решил вернуться сюда позже, когда солнце займёт другое положение на небосводе. Тем более, что именно здесь будет эпицентр праздника, подготовка к которому обещала невиданный размах торжеств.
- Скажите пожалуйста, что будет вариться в этом чане?
- Уха. Обязательно приходите попробовать.
В тот же момент пришлось перекусить предлагаемой выпечкой, как оказалось, вчерашней.
Настало время скорректировать планы в соответствии с ситуацией. Решил не мешать горожанам готовиться к началу фестиваля, который полностью будет проходить в старых районах Гродно, расположенных на правом берегу Немана, а перебраться пока через реку и посмотреть находящуюся там часть города. Тем более, что и Старый мост оказался рядом. Было видно, что в Гродно, как и в остальной Беларуси, проведены масштабные работы по благоустройству и ремонту. Вот, к примеру, каким образом из неприметного (возможно, это реконструкция, но видно, что левая, самая интересная часть строения, появилась недавно) дома можно получить здание с красивым кокошником, который поможет туристам, без каких-либо трудностей, перенестись на машине времени на 200 - 300 лет назад.
Здание драматического театра было возведено на берегу Немана в 1984 году.
У входа установлена интересная скульптура. Находящийся в окружении муз Пегас защищает их крыльями от зноя и дождя и даже старается поднять своих подопечных на новую высоту.
С моста хорошо виден старый пивзавод. Основан он был в 1877 году австрийским подданным Иосифом Кунцем. Для строительства предприятия господин Кунц выбрал здание бывшего дворца Огинских, которое использовалось, в тот момент, в качестве склада. Пивзавод проработал 130 лет, и в 2007 году был закрыт. В настоящее время существуют планы создать на его территории культурно-развлекательный комплекс "Городен" (старое название города). То есть, пивная ориентация комплекса, похоже, сохранится.
Посмотрим на Неман.
И левый берег. В верхней части фотографии виден костёл Девы Марии Ангельской (XVII век, перестройка в 1759 году) монастыря францисканцев. Обитель была основана в 1635 году. После подавления Польского восстания, с 1863 по 1919 годы, использовалась, как тюрьма.
Он же крупным планом.
Левобережье Гродно отлично подходит для велопрогулок. Прохожих, машин и интересного здесь меньше. Посмотрим, что же, всё-таки, есть.
Кинотеатр им. А. С. Пушкина пришёл к нам из советского времени. Типовой.
Новое здание, скорее всего, того же профиля.
Здание старой школы. В правой части фасада видны мемориальные доски.
Аппетитное признание в любви к родной стране. В Беларуси встречается повсеместно.
Памятник, посвящённый пограничникам, принявшим на себя первый удар германской армии 22 июня 1941 года.
За ним новый храм иконы Божьей Матери "Взыскание погибших".
Посмотрим самые интересные новостройки поблизости.
Эти близнецы видны с другого берега.
Выходим на Новый мост через Неман (всего в городе их три). Он расположен ниже по течению, чем Старый. Вдали виден лесопарк Пышки.
Потом достаточно долго тянутся новые районы правого берега.
Памятник павшим в локальных конфликтах находится в парке.
Поблизости новый храм. Видимо, посвящён им же. Найдя скамейку я присел попить чаю с бутербродом. Только расположился, как вижу, в мою сторону движется женщина-дворник с метлой. Я уже приготовился успокаивать её, что не оставлю после себя мусора, но она промолвила с лёгкой улыбкой:
- Приятного аппетита!
Конечно, в долгу оставаться было нельзя, и я успел ответить:
- Как у вас на территории чисто! Вы молодец!
И мы продолжили заниматься каждый своим делом (женщина ушла дальше). Подтвердив лишний раз наблюдение, что "Ничто не даётся так легко и не ценится так дорого, как вежливость".
Неожиданно прямо на тротуаре оказались вещи, которые, в наше время, обычно ассоциируют с наркоманами. Один из шприцов частично заполнен кровью. Трудно сразу сказать, кому они принадлежали. Но адекватный человек навряд ли бросил бы их так.
По всему городу расставлены яркие табачные киоски. Поинтересовался у одной из продавщиц:
- Скажите пожалуйста, разве в обычных магазинах не продают сигареты?
- Продают. В настоящее время мы торгуем только продукцией местной табачной фабрики. Но в будущем планируем расширить ассортимент и предлагать сигареты любых производителей. А тогда, возможно, в других магазинах продажу табачных изделий запретят.
- Надеюсь, сами Вы не курите?
- Курю, - девушка виновато опускает глаза.
- Понимаю, тяжело бороться со своей слабостью, когда рядом коробки с сигаретами. А если Вам в киоск от хлебозавода перейти?
- Я подумаю... - видно было, что этот вариант она взяла в разработку.
Следующим пунктом моей программы было посещение Коложской церкви. Для того, чтобы прояснить дорогу к ней, обратился к мужчине моих лет. Он показал направление и спросил:
- Из России?
- Да.
- Что, Крым теперь Ваш?
- Да, вернулся домой.
- Российские солдаты привели. Без шевронов...
- Да, операция была проведена грамотно. Должна войти в учебники истории. Всё обошлось без жертв. А Вы что, украинец?
- Нет, я поляк. Гродно-то польский город, а находится в Беларуси, - в его словах чувствовалась обида. Россия вернула свою территорию, а Польша нет.
- Если Вы вспомните историю, то увидите, что вместо этих земель, которые, вообще-то, были спорными всегда, Польша, после Второй Мировой войны, получила земли на западе, то есть немецкие. Так что в количественном отношении она ничего не проиграла.
- Это так. Но каждый должен жить на своей земле...
Памятник, установленный в честь 850-летия Гродно в Коложском парке.
В его нишах две фигуры (с каждой стороны). Данная, скорее всего, изображает жительницу города.
Крестильня при Коложской церкви.
И чуть ниже она сама. Коложская или Борисоглебская церковь возведена в XII веке. Хорошо сфотографировать её получилось только сзади. Видно, что церковь сооружалась из камня, но стена, обращённая к берегу Немана, деревянная.
Внутри храм выглядит достаточно скромно, но мне понравилось и я бы так всё оставил. Только я задал какой-то вопрос служительнице, как она с энтузиазмом стала рассказывать об истории здания церкви. За свою долгую историю сооружение не раз подвергалось разрушениям. Самый коварный удар нанесла река, после подмыва берега которой рухнула стена, выходившая к нему (в 1853 году). Её восстановили из дерева.
Как мне было сказано, внутри замечательная акустика. Одна из причин - вмонтированные в стену кувшины.
У храма есть смотровая площадка. Посмотрим с неё. Вдали Старый мост через Неман. Слева пожарная часть.
А это вид на саму Коложскую церковь. Снято с другого места.
Мост через малюсенькую речку Городничанку, впадающую в Неман.
Стрельнём фотоаппаратом вдоль Большой Троицкой улицы.
Большая хоральная синагога. Нынешнее здание построено в 1905 году. Два предыдущих, стоявших на этом месте, сгорели при пожаре.
Сначала я не планировал заходить внутрь синагоги. Но когда покупал квас в соседнем киоске, то продавщица мне порекомендовала обязательно посетить её. Пояснив, что в помещении находится очень доброжелательный служитель, который охотно рассказывает историю заведения, да и вообще любит поговорить. Так и оказалось. В синагоге находился человек, который кое-что мне рассказал. Здание уникально и известно в мире, по крайней мере, еврейском. В настоящее время она находится в состоянии неспешной реставрации. Когда данный процесс закончится полной победой неизвестно, т.к. не хватает денег. Поговорили и о жизни, то есть, религии, Священном Писании, Боге. Надо сказать, что собеседник мой оказался человеком просвещённым и эрудированным, и, думаю, что многие посетители слушают его внимательно и всё время кивают головой в знак согласия. Но я с некоторыми его утверждениями поспорил. Что, впрочем, не помешало нам расстаться по-доброму, когда внутрь пришла экскурсия.
Место в центре зала, где находится раввин во время молитвы.
Надо думать, что изображено чтение Торы. Круглое окно удачно имитирует солнце. Перед Великой Отечественной войной в Гродно проживало 25 тысяч евреев (больше половины населения города). Нацисты согнали их в два гетто, одно из которых было образовано вокруг этой синагоги. После освобождения города в гетто остался 1 человек.
Каланча пожарной части. Мы её уже видели от Коложской церкви.
Старый замок. К нему ведёт мост, построенный в XVII веке.
Памятник великому литовскому князю Витовту сделан из цельного дуба.
Фестиваль национальных культур был уже в самом разгаре. Помещения и двор Старого замка были отданы литовской общине. Продавались какие-то кушанья, на сцене выступали литовцы.
На территории Старого замка находятся останки Нижней церкви, старейшего из известных христианских храмов города. Известно, что она была разрушена в 1183 году. Обнаружен храм во время археологических раскопок, в 1933 году. Находится церковь недалеко от этих развалин, тоже достаточно древних. Пройти в неё не удалось, т.к. из-за праздника вход был закрыт.
После этого я перешёл на соседний холм, в Новый замок. Именно перешёл, т.к. велосипед пришлось оставлять вдалеке. Эта территория была ограждена и вход производился через милицейский кордон, да и народу было столько, что таскаться с ним не представлялось возможным. Соответственно, и серьёзно ограничились возможности подхода к зданиям и их фотографирования. Королевский дворец (середины XVIII века) был разрушен во время Великой Отечественной войны, а после неё было выстроено ныне существующее сооружение. В нём работают исторический музей и областная библиотека.
Территория Нового замка была отдана польскому подворью. Условия у поляков оказались самыми комфортными на празднике. Но нужно отдать им должное, что и организованы они были на славу. Сцена не пустовала, одни коллективы сменяли другие.
Эти ребята приехали из Польши и по-русски практически ничего не понимали. Но этот минус почти полностью компенсировался их задором и хорошим настроением. Я пытался выяснить, соответствуют ли их наряды настоящей польской одежде, или это импровизация на тему народного костюма. Как мне показалось, ребята утверждали, что всё настоящее.
- Скажите пожалуйста, Вы по-русски говорите? - меня не переставала интересовать тема костюмов. В последние годы я в полной мере ощутил всю важность и красоту старинной одежды.
- А как же! - похоже было, что дама местная.
- Какого народа костюм на Вас одет?
- Белорусских поляков.
- Получается, что у поляков в Польше и Беларуси разная народная одежда? - скорее всего, это обычное региональное отличие, свойственное всем крупным нациям.
- Да, мы одевались по-своему...
- Знаете, не хочу обижать гостей из Польши, но полячки из Беларуси кажутся одетыми красивее...
- Это так, я с Вами полностью согласна...
Рождество-Богородичный монастырь. До 1843 года он был известен, как базилианский.
Мы снова в районе Советской площади. Костёл Обретения Святого Креста монастыря бернардинцев (1618 г). В помещениях обители, в настоящее время, находится Высшая Духовная Семинария
Храм оказался закрыт. Заглянем внутрь от входа.
Кафедральный костёл Св. Франциска Ксаверия (1678 г) в прошлом принадлежал монастырю иезуитов. Его фасад украшают самые древние в Европе башенные часы, механизм которых был изготовлен в XV веке. Сначала они были установлены на ратуше, но после её обрушения были перенесены на башню костёла.
Фигура у входа (думаю, понятно, чья) напоминает, что каждый несёт по жизни свой крест.
Величие и роскошь внутренних интерьеров костёла трудно передать с помощью фотографии, но попробовать можно.
Один из боковых алтарей.
Какой-то фрагмент из жизни на Небесах. Видно, что и там нужно быть осторожным в выборе знакомств.
А эту фотографию я бы назвал "Рождение Бога". Скоро человек умрёт, но появится ещё один Бог (или ещё одна ипостась единого Бога. Кто может внести ясность в этот вопрос, может это сделать в комментарии). Что приведёт к кардинальному изменению руководства миром. Вместо тоталитарного правления Иеговы образуется более демократичный институт власти - Святая Троица.
Перейти к другим рассказам
|