Прогулку первого дня я закончил рано, т.к. понимал, что намеченное выполнено. Вернулся в хостел, перекусил и осмотрелся. Гостиницу содержали мать с сыном. Сын руководил делом и, скорее всего, считался владельцем, а мать вела хозяйство и являлась администратором, решающим все возникающие вопросы. Была и одна старая работница, выполнявшая самую неквалифицированную работу. Когда я её увидел первый раз, она мешала небольшим веслом какое-то варево в огромном баке, стоящем на плите. Потом долго тёрла пол мокрой тряпкой, опять что-то готовила на кухне и снова брала в руки швабру. Бабуля напоминала мне отставную колдунью. Наверное, примерно так выглядела бы Гингема из "Волшебника Изумрудного города", если бы успела выйти на пенсию (как известно, она трагически погибла). После ужина меня разморило, и я прилёг на койку. Проснулся от громких голосов вернувшихся соседей. Ими оказались молодые туристы из Европы. Один из них родился в Петербурге и хорошо говорил по-русски. Поэтому нам удалось пообщаться всей компанией. Как я понял, основной целью ребят были путешествия. Потом молодёжь пошла гулять, а я продолжил смотреть армянские сны...
Утром я отправлялся в Гарни и Гегард. Представление о них у меня было весьма смутным. На эту поездку я закладывал полдня. Первым пунктом было селение Гарни. До места, от которого отправлялись маршрутки, нужно было ехать с одной пересадкой. Надо сказать, что маршрутки, курсирующие по Еревану, почти все заполняются под завязку. По крайней мере, в центре. Втиснувшись с третьего раза внутрь салона я поинтересовался у стоящего рядом мужчины, где мне выходить. Он не знал этого, но сделал мне знак, чтобы я не переживал, и обратился за помощью к другим пассажирам. Через некоторое время всё прояснилось. Потом было ещё несколько похожих случаев. Мне показалось, что дело здесь не только в гостеприимстве, но и в старании обязательно решить появившуюся проблему. Вскоре почти все пассажиры вышли, и мне удалось сесть у окна. Приближалась моя остановка, а потому пришлось поинтересоваться у сидящей рядом женщины, какова стоимость проезда. У меня с собой были только крупные купюры, и дама протянула мне 100 драм:
- Держите...
- Ну что Вы!... Я попробую разменять... (100 драм это очень мало).
- Берите, не стесняйтесь. Водитель будет недоволен, если Вы ему подадите крупную купюру...
Это можно было предполагать, т.к. все выходящие давали ему оплату без сдачи. Пришлось взять деньги, пообещав вернуть их при встрече...
В "Газели", отправлявшейся в Гарни, я сел на заднее сиденье у окна (там оно было самым чистым, вдруг придётся фотографировать на ходу...). Позже оказалось, что интуитивно я принял верное решение, т.к. прямо перед отправлением салон заполнился до отказа, а несколько человек поехало стоя. На улице было примерно +35, внутри, естественно, значительно больше, и за непродолжительное время, остающее до отъезда, можно было вымокнуть насквозь. Но Провидение оказалось милостивым ко мне: две дамы, сидящие впереди меня, достали веера и принялись интенсивно ими махать. Мы тронулись, все старики были усажены, а у стоящих пассажиров сидящие счастливчики приняли сумки на свои колени. В салоне воцарилась дружелюбная атмосфера...
До Гарни почти все пассажиры вышли, поэтому, выбравшись наружу, я предстал в одиночку перед местными "бомбилами", прохлаждающимися в тени, в ожидании клиентов. Рядом журчал фонтанчик с водой. Цена оказалась вполне приемлемой. Маршрут согласовали таким: храм Гарни - монастырь Гегард с возможностью спокойного осмотра и фотографирования. До храма мы добрались быстро.
Ворота, ведущие к комплексу.
Взору открылась великолепная панорама окрестностей.
Дома могут стоять на краю обрыва.
Поворачиваю объектив направо.
По дну долины течёт река Азат.
Ещё правее. Видно, что зелень растёт, преимущественно, в ложбинах. Видимо, это связано с наличием там тени и влаги.
Языческий храм Михра, посвящённый древнеармянскому Богу солнца, был известен ещё в I в.н.э.
Помещение небольшое. Внутри алтарь. Когда-то стояла ещё статуя божества.
Современные подношения.
Знающим древнеармянский язык здесь будет интересно.
Видно, что местные мастера уже в то время неплохо выполняли резьбу по камню.
Бог солнца мог поглядывать на подвластную ему землю из прохладного укрытия.
Храм был царским. Рядом с ним находился дворец. В настоящее время от него остались только развалины. Большую роль в его разрушении сыграло землетрясение 1679 года. Храм восстанавливался в течение 1966 - 1976 годов.
В 659 году рядом с языческим храмом была построена церковь Св. Сиона. Сейчас от неё остались только развалины.
Отсюда тоже открывается живописный вид на долину.
Некоторые дома всё так же лепятся к скалам.
Закончив с Гарни, выехали в монастырь Гегард. Есть ещё населённый пункт с таким же именем, но он находится в стороне. Дорога стелется серпантином по склонам гор и небольшие по прямой расстояния растягиваются в несколько раз. Водитель ведёт машину аккуратно, не торопясь. В отличие от многих своих коллег в Ереване, где маршрутчики, к примеру, начинают сигналить стоящим на остановке микроавтобусам, хотя те ещё не закончили высадку пассажиров. Также неспешно идёт наш разговор. Я вспоминаю, как по дороге в Гарни молодой армянин посадил в нашу маршрутку молодую женщину славянской внешности с ребёнком, скорее всего, жену. Когда она выходила, то в салоне ярко блеснула полоска белой кожи, принадлежащая части тела, расположенной чуть ниже спины. Пассажиры никак на это не отреагировали. Пока, даже в сельской местности все люди одеты по-европейски.
- В Армении носят национальную одежду?
- Очень редко. Обычная удобней, да и дешевле...
По дороге водитель несколько раз показывал интересные места:
- Здесь люди собираются, шашлык делают, ну и отдыхают...
Сам он построил здесь дом в 1990-х, когда землю раздавали бесплатно.
- А теперь? Если человек захочет поселиться в селе?
- Покупать будет, - и начинает представлять мне потенциальных продавцов, - этот за свой дом хочет...
Едем мимо кладбища.
- Почему флаг над одной из могил?
- Он воевал в Карабахе...
Вдоль дороги тянутся трубы. Интересуюсь у шофёра:
- Это что? (Трубы без следов краски).
- Газ...
- Что он есть у всех?...
- Да...
- А вода?
- Тоже у всех.... По тем большим трубам течёт с гор вода для полива. Наверху есть водоёмы, куда она собирается при таянии снега... Поливаем несколько раз в сезон...
Каменный зверь у дороги. Наверное, барс.
На подъезде к монастырю оставливаюсь и фотографирую величественную природу.
Монастырский комплекс расположен в ущелье реки Гохт (приток показанной ранее реки Азат).
Машина едет на стоянку, а я начинаю заходить издалека. Монастярь был основан в IV веке, на месте источника, изливающегося в пещере. И назывался Айриванк, что означает "Пещерный монастырь". В IX - X веках он неоднократно разрушался арабами, все более ранние постройки утрачены.
Это река Гохт. Наверное, её полноводность сильно зависит от сезона.
Было бы удивительно не увидеть здесь хачкары.
Туристов встречает группа музыкантов.
Часовня Гргория Просветителя сооружена в конце XII века высоко над дорогой.
Прохожу вдоль стен с наружной стороны.
Питьевой фонтанчик.
И поливочный. Думаю, что сделать систему орошения здесь вполне реально (хотя, возможно, непросто) из-за протекающей рядом горной реки.
Крест на соседней горе.
И рядом.
Фрагмент стены.
Так из-за неё смотрится обитель.
Мост через Гохт. Дальше я не пошёл.
Вхожу на территорию. Похоже на пасеку.
Калитка, ведущая из монастыря.
Церковь Катогике была возведена в 1215 году.
На фасаде изображение льва, терзающего быка. Это символ княжеской власти.
С запада к церкви пристроен гавит (церковно-гражданское помещение). Одной стороной он примыкает к скале.
Вхожу внутрь. Интерес к архитектурному сооружению щедро сдабривается ощущениями тайны и древности.
Свод гавита держится на четырёх столпах. Посередине отверстие для света.
Брожу, потеряв ориентировку. Из гавита открыт вход в церковь Катогике.
Купол церкви.
И алтарь.
- Что тебе нужно, чужестранец?...
В скалах вырублены ещё церкви и усыпальница семейства Прошьянов. По-моему, всё это сообщается между собой. Двигаюсь по коридорам и залам. Похоже, что теперь уже внутри скалы.
Церковь Сурб Аствацацин.
Вот и родник, давший начало всему.
Выбираюсь на свет и осматриваю скальные помещения снаружи. Это справа от церкови Катогике.
Стена с древними надписями. Теперь мы знаем, что некий Кравченко был здесь. (А лучше бы не был...).
Раз есть лестница, то нужно подняться.
Интересно, куда вела эта дверь?
Иду по двору, чтобы осмотреть скалы с другой стороны. Вижу оживлённую группу людей, внутри которой лежит змея. Кто-то смотрит с интересом, некоторые с опаской. Змея чего-то ждёт. Подходит священник, видит в чём дело и наступает на змею. Я ухожу...
Поднимаюсь на скалу с другой стороны. Здесь тоже есть скальная церковь и другие помещения.
Опять знакомые будто бы своды, и я уже не могу понять, был ли здесь или нет...
Моё внимание привлекает свет, струящийся снизу. А вот там я точно проходил недавно...
В конце концов оказываюсь на свежем воздухе и понимаю, что никакая пещера не сравнится по красоте с земной поверхностью. В последний раз оглядываюсь на монастырь и иду к машине. Пора возвращаться...
Перейти к другим рассказам
|