Поселение на месте нынешнего абхазского города Гагра существовало уже в I веке до н. э. Принц А. П. Ольденбургский основал здесь курорт, датой открытия которого считается 1903 год. В советское время Гагра становится популярным местом отдыха. После распада Советского Союза, Абхазия, бывшая автономной республикой в составе Грузии, взяла курс на государственную независимость, в результате чего, на её территории прошла война...
Поезд из Кисловодска прибывал в Адлер рано утром. Но часть пассажиров выходила на предыдущих станциях, которые растянулись на десятки километров вдоль черноморского побережья. На нижней полке подо мной ехала пожилая женщина (закончила институт в 1952 году). Накануне вечером она болтала без умолку, поведав всему вагону о своей бурной и интересной жизни, в процессе которой ей часто приходилось переезжать с места на место. Встав рано утром она сразу же завела громкий разговор, снова вспоминая о чём-то из далёкого прошлого. Но выглянув на одной из остановок в окно, прочитала нужное ей название, вскочила, запричитала, стала ругать проводников и метаться вокруг своей поклажи. Несколько человек тут же вскочили и, с превеликим удовольствием вынесли её вещи наружу. Дальше пассажиры нашего вагона ехали совершенно спокойно...
От Адлера до российско-абхазской границы я добрался достаточно быстро (минут 10 на маршрутке). Паспорт проверяли только наши пограничники. То ли так здесь принято, то ли я произвёл очень положительное впечатление на их абхазских коллег. Попытался прояснить у российского стража границы, далеко ли до Гагры.
- Я бы Вам ответил, если бы знал...
- Вы что, ни разу в Абхазии не были?
- Нет. И не собираюсь...
Признаться, его ответ немного озадачил...
На абхазской стороне меня сразу взяли в оборот таксисты и прочие перевозчики. Сходу предложили довезти до Гагры за 500 рублей. Мне показалось, что в бедной республики московские цены кажутся неестественными, и я решил узнать всё спокойно. Остановился у лотка с выпечкой и купил беляш. Цена 40 рублей, но маленький... Продавщиц две: одна торгует чаем, вторая выпечкой. Та, что торгует чаем, спрашивает:
- Ну как, вкусный беляш?... Это её мать делает...
- Передайте ей, чтобы мяса класть не забывала, - торгующая ими дочка только гневно сверкнула в мою сторону глазами.
На площадке с несколькими автомобилями (легковушки и микроавтобусы) я попытался узнать, сколько километров до Гагры и каково качество дороги. Но разговор не получался: водители старались, наоборот, запутать меня. Этот приём мне знаком: сначала делают тебя дураком, а потом, проявляя милосердие, сообщают нужную информацию. В итоге я плюнул на всё и решил ехать в Гагру на велосипеде, даже не узнав расстояния до неё.
Набрал термос чаю и двинулся вперёд. Практически сразу пришло понимание, что я выбрал самый лучший вариант. Дорога проходила по живописной местности, время от времени попадались населённые пункты.
Крутой берег обрывался часто почти в море. Шоссе было проложено выше по склону, а железная дорога тянулась почти у кромки воды. В центре фотографии можно различить вокзал.
На многих частных домах висели объявления о сдаче комнат (дело происходило в сентябре). Иногда на берегу можно было увидеть ценителей отдыха в бархатный сезон. Но их было немного.
Иногда от дороги уходили вверх ответвления. Там находятся особняки.
Ехал я не спеша, наслаждаясь прекрасной погодой и замечательными видами. Кругом было много хвойных деревьев, выделяющих в атмосферу приятный смолистый аромат. Адлер ещё совсем недалеко...
Наверное, до железной дороги, в сильный шторм, долетают брызги волн.
Следы прошедшей войны. Не исключено, что дом находится в состоянии вялого ремонта.
Памятник среди бурьяна. Напоминает о былом...
Адлер виден всё слабее.
Заброшенный особняк. Вдали показалась Гагра.
В этом месте решил сделать недолгую остановку. Вилла была совершенно безлюдна.
Ступеньки некогда шикарной лестницы покрыты толстым слоем опавшей хвои.
Внутри тихо. Можно представить, как здесь было хорошо раньше. До того, как...
Похоже, что ещё одна "заброшка" с видом на море.
Становится жарко. Корова разлеглась в тени раскидистого дерева. Но у меня нет ни капли зависти к животному. Я рад, что поехал на велосипеде: прогулка получается очень интересной.
Когда хочется сочных ярких красок - смотрю в сторону моря. Разве его вид может надоесть?...
Гагра уже рядом.
Внизу видно личное хозяйство (это снято с моста). По-моему, весьма зажиточное.
Есть жильё и выше дороги.
С этого места хорошо понимается величие здешней Природы.
Плакаты сообщали, что сегодня Абхазия будет праздновать День Победы. Своей победы, в войне с Грузией. Какова причина данного конфликта?
История и подоплёка многих внутрикавказских противоречий весьма сложна, поэтому спорить о том, кто прав, а кто нет, можно до бесконечности (что здесь и происходит). Можно вспомнить, например, что Абхазия не слишком-то стремилась войти в состав России (в отличие от Грузии, например). Возможно, одной из причин было то, что значительная часть местного населения исповедовала Ислам, а потому ориентировалась на Турцию. После того, как Абхазия насильственно была включена в состав России, большую часть её жителей вывезли в Турцию, оставшихся же абхазов принуждали переходить в христианство. Отказавшиеся вытеснялись в горы, а на их место потянулись переселенцы нужной конфессиональной принадлежности: армяне, грузины, русские... Абхазия была включена в Кутаисскую губернию. После падения Российской империи и установления советской власти, абхазы неоднократно поднимали вопрос о выходе из состава Грузии. После развала СССР в Абхазии началась война между грузинскими войсками и абхазским ополчением, которому большую помощь оказали представители горских народов Кавказа. Результатом военного противостояния стала массовая миграция, было совершено множество жестоких преступлений. В настоящее время Абхазия считает себя самостоятельной республикой. Которую признали 4 государства: Россия, Венесуэла, Никарагуа и Науру.
Представители некоторых стран (в частности, Грузии) постоянно заявляют об оккупации Абхазии Россией. Мне стало интересно, как это проявляется в реальности.
Начался город, и я стал внимательно приглядываться: всё-таки, страна много лет живёт в режиме непризнания её мировым сообществом.
Переход из здания санатория (похоже, что действующего) к морю.
Не исключено, что лифт не работает.
Шикарное некогда сооружение смотрит на мир пустыми глазницами оконных проёмов.
А здесь, вроде бы, всё в порядке.
Одна из горных речек. Их мне попалось несколько на протяжении всего пути.
В этом месте поезда идут в тоннелях, а в долине реки разрыв между ними. Выглядит всё, конечно, обшарпано. Но причина этого, думаю, всем понятна: сейчас не до красоты. Главное - существование самого движения составов.
Скульптура (посередине фонтана) из прошлого. Не исключено, что посвящена дружбе. Тех, кто позже взялся за оружие.
Крепость Абаата была возведена в V веке.
Табличка на стене данного сооружения гласит, что это первый храм Абхазии. Возведён он в IV веке.
Заглянем внутрь.
Рядом с крепостью парк. Раньше в этой части были какие-то учреждения. Что теперь, сказать трудно.
Я воодушевлён проделанным сегодня путём. Т.к. у меня нет никакой информации по Гагре, то решаю сначала просто прокатиться по ней, и вернуться позднее в понравившиеся места. Но перед этим выхожу к морю. Народу мало.
Здание ресторана "Гагрипш" построено из норвежской сосны, без единого гвоздя. Его стены помнят Чехова, Бунина, Шаляпина.
Теннисные корты огтгорожены от моря. Так легче ощутить себя на знакомой площадке в ближайшем Подмосковье.
Значительная часть Гагры является городом одной улицы. По ней я и еду. Обратил внимание, что масштабные сооружения нередко стоят разрушенными после войны, а частные практически все выглядят вполне достойно.
Колоннада была построена в 1951 году.
Напротив неё расположено здание Зимнего театра (похоже, что бывшего), который ранее был кинотеатром "Гагра"..
Встречаются строящиеся объекты. Там, где я обращал внимание на рабочих, ими являлись гастарбайтеры из Средней Азии.
У небольшого магазинчика сидит группа мужчин с вином. При виде меня поднимают бокалы:
- С праздником!
- И вас! С Днём Победы!
По улицам гоняет молодёжь на неплохих машинах. В руках у ребят флаги. Какая тут российская оккупация? Просто эти люди хотят сами решать свою судьбу. И ради своей свободы взяли в руки оружие.
Абхазы начинают мне нравиться. Очередная речка несёт свои воды в Чёрное море.
Далее моё внимание привлекли несколько общественных зданий и санаториев. Многие из них построены в советское время.
Память о Великой Отечественной войне.
Я несколько раз спрашивал у хозяев, вывесивших объявление о сдаче комнаты, о возможности ночлега. Никто не заинтересовался моим предложением, отвечая откровенно, что на один день им сдавать комнату невыгодно, а мне нужно обращаться в гостиницу. В небольшом отельчике с меня взяли 1000 рублей, лишний раз подтвердив, что той дешевизны, о которой, случается, рассказывают российские СМИ, здесь нет. Устроившись я двинулся дальше. Море было рядом...
Решил проехать Гагру до конца (пока будет интересно). Здание администрации.
Похоже на санаторий.
Здесь горы чуть дальше от воды, поэтому удобнее рассматривать город.
Добираюсь до места сравнительно новой застройки (советского периода). Практически во всех многоэтажных домах есть пустующие квартиры (нет окон). Особенно, на верхних этажах. Сами здания, в своё время, выглядели весьма неплохо. Но, если не учитывать этого (отремонтировать большие сооружения маленькой республике, в таких условиях, невозможно), то можно сказать, что народ не выглядит живущим беднее, чем в Грузии. Ни частный сектор, ни автопарк здесь не хуже. При том, что той помогает "цивилизованный (как он думает) мир", вплоть до прямых финансовых вливаний, а гордую Абхазию душат. Всё тем же "цивилизованным миром". Почему это происходит в XXI веке? Потому, что Абхазия не попала в разнарядку на самостоятельность, которую составлял сами понимаете, кто... Чем же живёт сегодня эта миниатюрная страна? Конечно, одну из главных статей дохода даёт туризм. Я, кстати, встретил автомобили с литовскими и украинскими номерами. Но почти все отдыхающие, конечно - граждане России. Наверное, что-то даёт приграничная торговля. Возможно, что-то производят. Местные жители мне неоднократно говорили, что без России они бы не выжили. За это нас и обвиняют в "оккупации Абхазии". Чтобы понять, какая это чушь, нужно просто приехать сюда и побеседовать с местными жителями...
По новой Гагре я решил далеко не ехать, а выбрался к морю. Ведь, именно оно является главной достопримечательностью этих мест, несмотря на то, что красот здесь хватет...
- Скажите пожалуйста, это не для шашлыка костры развели? - в моих словах, конечно, была хорошо различима ирония.
- Нет, вчера случился шторм, вот и выбросило много мусора на берег.
- А почему у берега стоит несколько катеров?... Там же, вдалеке, виден причал?...
- За оборудованную стоянку нужно платить, а здесь бесплатно. Сезон заканчивается, и некоторые владельцы уже стали вытаскивать свои суда на берег. Видите, слева трактором тянут?... Это уже на зимовку. А кто хочет, отгонит свой катер в Сухум.
Погода портилась, и море, действительно, становилось Чёрным. Так же, как и небо...
Мемориал в память о войне с Грузией.
Поблизости фотографии людей в военной форме.
Спрашиваю у проходящей рядом бабушки:
- Скажите пожалуйста, это что за женщины?
- Это воякИ (ударение на последний слог).
- Они воевали?
- Да!
Снова выбираюсь на набережную. Она, конечно, знала и лучшие времена, но и теперь выглядит вполне приемлемо. Вообще, кататься на велосипеде по Гагре удобно: много тротуаров, состояние проезжей части неплохое, перепады высот невелики. Обгоняю группу местных молодых людей (парни и девушки) и слышу в спину:
- Дай прокатиться!...
Останавливаюсь:
- Держи!...
Парень, который завёл разговор, сразу стал отнекиваться:
- Нет, я пошутил...
Пришлось ехать дальше, так и не поняв, умеет ли он держаться в седле велосипеда: всё-таки, на Кавказе это не распространённый вид транспорта.
Здесь можно полетать на парапланах и мотодельтапланах.
До захода солнца ещё есть время, и я решаю прокатиться назад, в самое начало города. И по дороге купить продуктов на ужин.
Строящаяся гостиница.
Увидев среди зелени интересное здание решил попытаться подобраться к объекту поближе.
Поднялся по заросшей лестнице.
Возможно, здесь идёт основная линия железной дороги. С учётом интенсивности транспортного потока и буйного роста зелени она и должна выглядеть примерно так.
К особняку подобраться не удалось, т.к. он был окружён внушительным забором.
Проезжаю сквозь весь город. Добираюсь до пирса и выезжаю на него. Отсюда можно рассмотреть окрестности.
Часть зданий принадлежит бывшему имению принца Ольденбургского.
Посмотрим на саму Гагру с моря.
Справа видны высокие здания новой части города.
А у меня впереди только водная гладь.
Проезжаю Приморским парком. Теперь мне нужен продовольственный магазин. В отличие от Батуми, например, здесь вся информация дублируется на русский язык, так что переспрашивать ничего не нужно. Видя, что я не могу определиться с выбором колбасы, продавец стал предлагать мне попробовать один из дорогих вариантов бесплатно. Т.к. ничто другое меня не привлекло, я отведал немного, и, после этого, купил весь кусок (300 граммов). Наверное, хозяин остался доволен своим маркетинговым ходом, мне же просто надоело выбрасывать несъедобные (по моему мнению) мясные продукты, а потому взял наверняка. Тем более, что магазинов мне попалось не так и много.
Теперь я потихоньку двигался в свою гостиницу. По главной улице (Владислава Ардзинбы) носились парни на легковых машинах с флагами Абхазии. Они собирались около Колоннады и снова разъезжались по городу. Почти все молодые люди родились или, хотя бы, выросли, в независимой Абхазии. Было непохоже, что они хотят вернуться в состав Грузии (как и та, к примеру, в СССР). В любом случае пора уже начинать последний разговор на эту тему, т.к. сколько можно душить небольшой, но гордый народ? Пока же глаза людей, смотрящих в эту сторону из цивилизованного далёка застланы праведным демократическим гневом, который, как известно, плохой помощник в достижении справедливости...
Перейти к другим рассказам
|