Закончив прогулку второго дня по Пятигорску, я прибыл на место своей дислокации в частный дом. Было уже темно, на кухне отчётливо прослеживались остатки былой гастрономической роскоши: закуски и выпивка. За всем этим восседал один из родственников хозяина. Он широким жестом пригласил меня принять участие в трапезе. Я подсел, но сразу сообщил, что алкоголя пить не буду, предложив, в свою очередь, своего чаю из термоса. На что мой собеседник, также в свою очередь, ответил отказом. Мы немного потолковали (трезвому с пьяным говорить не интересно), и я отправился в свою комнату, расположенную поблизости, чтобы посмотреть получившиеся фотографии и подумать о завтрашнем дне. Через некоторое время, со стороны кухни, послышалась возня и недовольные возгласы. Вся семья собралась и стала выяснять, почему некоторая её часть находится в состоянии сильного опьянения. А я, в очередной раз, убедился в правильности жёстко поставленного самому себе условия: не пить во время путешествий ни с кем и ни под каким предлогом ( хотя, в этот раз отказывался с сожалением, т.к. домашнее вино выглядело привлекательно).
На следующее утро я собрался рано и быстро добрался до железнодорожного вокзала. Проход к поездам был строгим, практически таким же, как в аэропортах к самолётам. Видимо, это связано с возможностью терактов (в Пятигорске они уже были). Вскоре, после начала движения, показалось здание Пятигорского ипподрома ( я вчера к нему не поехал, рассчитывая сфотографировать из окна поезда).
Я знал, что расстояние между Пятигорском и Ессентуками небольшое, а не поехал на велосипеде из-за того, что не имел представления, каков будет рельеф местности. Когда в окне вагона показалась церковь, то поинтересовался у пассажиров, не Ессентуки ли начались. Оказалось, что да. Успел выйти наружу и поехал в сторону храма. На шоссе стоял огромный торговый центр, рядом с ним часовня. А сама дорога выглядела весьма прилично.
Храм оказался часовней Матроны Московской (2011 г).
Наверное, это её изображение. Я постоял, глядя на него, и подумал, что она может и атеисту помочь, если он хороший человек. Поехал назад, наслаждаясь отличным качеством дорожного покрытия и отсутствием автомобилей. Вдруг меня по куртке чиркнула машина, обгоняющая по правой полосе другую, едущую в левом ряду. Это были "Жигули" с шашечками на крыше. Из тех, кто часами стоит в ожидании клиента, а потом несётся, невзирая на дорожные знаки, чтобы быстрее опять занять своё место на облюбованной стоянке. В этом месте, как раз, были установлены знаки, ограничивающие скорость и плакаты с просьбой внимательно относиться к другим участникам движения. Для кого?...
Потом мелькнула мысль: "А не Матрона ли помогла? Может, я, действительно, хороший человек?"...
Рассуждая о высоких и низких материях (больше никто мне не мешал, т.к. дорога была пустынной) я въехал в сам город. Ничего интересного вокруг не было. Разве лишь, Скорбященская церковь на территории больницы, возведённая в память о жертвах теракта, совершённого 5 декабря 2003 года.
При следовании по городу встретилась реклама греческого гиро из курицы. Решил попробовать его позже (не удалось), а выделившаяся слюна порекомендовала зайти в ближайшее кафе и навернуть приличный по размеру кусок торта и запить его чашкой кофе. Показалось, что стоимость купленного была невелика (в сравнении с Петербургом).
Фотоаппарат пока доставал редко, но надеялся, что ситуация изменится.
Увидев вдали купола, повернул в ту сторону. Но быстро запутался в местных улочках. Навстречу попались два мальчугана на велосипедах.
- Ребята! Как мне проехать к той церкви?
- Сначала нужно туда, затем... - и мне стали объяснять дорогу, оказавшуюся очень запутанной. Видя, что я не понял, один из них предложил, - поехали вместе, я Вас до моста проведу!...
После того, как в 2002 году небольшая река Бугунта, разлившись во время половодья, затопила центр города, её берега одели в бетонную одежду.
Бугунта впадет в более крупную реку Подкумок.
Через неё переброшен висячий мост. Здесь мой добровольный помощник меня оставил и рванул догонять приятеля.
Я попадаю на территорию станицы Ессентукской. С неё и начиналась история города.
Храм Успения Пресвятой Богородицы (2000 г).
На территории храма должен быть туалет, и я отправился на его поиски. Которые вывели меня к подходящему сооружению без какой-либо таблички. Т.к. в этот момент его покидала дама, то я осведомился у неё, на всякий случай:
- Скажите пожалуйста, это туалет?
- Чего спрашиваете? Видите же!...
- В том-то и дело, что не уверен. Ничего не написано. Откроешь дверь, а там человек сидит...
- А Вы меньше задумывайтесь над такими вопросами. Идите и всё тут...
Дама собралась пройти мимо, но она была единственным источником информации поблизости (да и нужду справила, так что могла и немного задержаться без вреда для себя), поэтому пришлось пытать её дальше:
- А почему на территории две церкви?
- А Вам какая разница?
- Показалось, что это неправильно. Здесь два храма, а где-нибудь в паре километров отсюда ни одного. Как людям, живущим там, общаться с Богом?
- Это греки построили на свои деньги. Они решили возводить её именно в этом месте...
Выйдя за ограду, увидел бабушку, которая постоянно порывалась двинуться вперёд, но всё время возвращалась к трём большим сумкам, стоящим у дороги. Я поинтересовался у неё, как называется греческая церковь. Оказалось, что Никольской.
- Вы что, куда-то уйти хотите?
- Так в храм хочу зайти, да боюсь, как бы сумки не пропали.
- А если Святого Николая попросить о помощи в сохранности?
Бабушка на мгновение задумалась, и, ничего не говоря, пошла в церковь. Кругом не было никого, я отошёл немного от дороги и достал термос с чаем. Надо подстраховать Николая. Мало ли что...
Бабушка вышла быстро и снова встала рядом с поклажей, а я, не подходя к ней, двинулся дальше.
Памятник павшим в Великой Отечественной войне.
И в локальных конфликтах нового времени.
Владимир Ильич остановился у здания администрации.
Рядом здание, похожее на учреждение культуры.
Церковь иконы Божией Матери "Нерушимая стена" построена семьёй Чикнизовых по обету.
Оказывается, целью, которую я себе назначил, являлась церковь Святой Екатерины, построенная по инициативе и на личные средства президента «Холдинга АБП» Валерия Айтова. Это было велением его сердца. Детство предпринимателя проходило в одном из сел Грузии, где находился тогда небольшой храм Великомученицы Екатерины, который он посещал вместе со своей большой греческой семьей. В 90-е годы им пришлось переехать и поселиться в Ставропольском крае. С тех пор Валерий Айтов мечтал построить подобный храм и на Ставрополье.
" Мне хотелось сделать в жизни что-то действительно значимое для людей. Я рад, что теперь этот храм станет неотъемлемой частью духовной жизни моих земляков..."
Рядом с храмом расположилось станичное кладбище. Меня поразил его внешний вид. Такой чистоты и аккуратности я не видел пока нигде.
Некоторые мысли появились у меня при виде данной небольшой скульптуры, изображающей храм с обводами, отличными от традиционных российских. Подобные храмики стояли на многих могилах.
Как раз недалеко от меня проходил священник. Я решил прояснить свою догадку у него:
- Не подскажете, вид храма и особенно кладбища сильно отличается от того, что я привык видеть в других российских городах. Не связано ли это с тем, что в Ессентуках велика доля греческого населения?
- Вы сами ответили на свой вопрос. А почему Вы так обращаетесь к священнику?
- Дело в том, что я атеист, и обращаться к Вам иначе, как к гражданину своей страны, я не могу.
- Ясно. Вы всё поняли?
- А...?
- У меня нет времени, я пошёл...
От церкви открывается отличный вид на округу. Пока я фотографировал, около меня остановилась машина, и из неё вышел мужчина.
- Не подскажете, это кладбище греческое?
- Нет. Хоронят и русских, и армян. Но только жителей станицы.
Назад, под гору, велосипед бежал резво. Вскоре я был уже на мосту через Подкумок, сфотографировав гуляющих лошадей местного конезавода.
Затем я долго катился по Ессентукам, стараясь попасть в центр города. Погода установилась неважная: часто порывался пойти моросящий дождь. Как потом оказалось, мне ещё повезло, а в Краснодарском крае стихия разбушевалась настолько, что ветер вырывал деревья с корнями и шли сильные ливни.
Уже три раза мне попались магазины, торгующие велосипедами. И это понятно: кататься по городу удобно. И рельеф достаточно ровный, и тротуары с дорогами вполне приличные.
О приближении к центральной части я догадался по появлению особняков.
Важной точкой для ориентировки в городе является площадь у железнодорожного вокзала. Посередине памятник. Скорее всего, посвящён Великой Отечественной войне.
Посмотрим, что есть интересного поблизости.
Небольшой реверанс в сторону любителей колоритного негатива.
Ещё одна площадь. Думаю, что её можно назвать центральной.
Еду по окрестностям.
В Ессентуках огромный старый парк.
Посмотрим, каково внутри.
Терраса с музыкальной беседкой.
Деферирующий бассейн для дополнительной подготовки минеральной воды.
Источник №17. Как я понял, все старые устройства в настоящее время не работают, а выполняют важную задачу по участию в архитектурном ансамбле парка.
Рама для памятной фотографии.
Слез с велосипеда и присел на скамейку. Вскоре на другой её конец опустились две дамы среднего возраста.
- Скажите пожалуйста, я только что прибыл в Ессентуки и хочу понять, можно ли тут будет хорошо и весело отдохнуть и одновременно поправить здоровье?...
Одна из них улыбнулась с видом знатока:
- Это будет нелегко...
Романическая беседка. Мне кажется, что подобные места замужним женщинам нужно обходить стороной.
Парк велик, и я решаю выйти из него, чтобы осмотреть собор. Бывшая дача И. Г. Зимина встретилась на пути.
Храм Св. Пантелеймона был освящён в 1898 году. В 1935 году его разобрали. Восстанавливать начали в конце XX века, и в 1998 году в нём начались службы.
Строительные работы не закончены до сих пор.
Памятник казакам, павшим во время Гражданской войны.
После этого я снова захожу в парк.
Выхожу на главную аллею парка. Павильон механотерапии был возведён в 1902 году.
Корпус Нижних ванн.
Тут мне вспомнился эпизод из фильма "Двенадцать стульев".
- Снимите мнея!!!... Я колбасу отдам!!!...
4-й бювет источника №4.
Около символа города-курорта пришлось долго ждать, пока люди немного расступятся.
Данное сооружение, скорее всего, также является бюветом.
Ангелочки с тревогой смотрят вниз. Не Змей-искуситель ли там? Ему здесь есть чем заняться...
Трепетные лани чутко шевелят ушами.
Подобные гроты украсят любой парк.
Бювет №1 источника №4. Сооружён в 1913 году.
Площадка "Ореанда" (1912 г).
Николаевские ванны (1898 г) имеют форму квадрата.
Рядом с главным фасадом устновлена скульптура. Видимо, это пациенты, прошедшие курс лечения.
Детское лицо этого юноши не очень гармонирует с мощной фигурой.
Конечно, здесь есть орлы. Это же Кавказ...
Выбираюсь из парка.
Грязелебница им. Н. А. Семашко вошла в строй в 1915 году.
Её здание построено в стиле античного неоклассицизма. Замыслом архитектора было придать ему подобие древнеримских Терм III—IV веков с их монументальностью и изысканностью. Подобно термам, здание проектировалось состоящим из двух частей — мужской и женской.
Подступы к сооружению охраняют львы, установленные в 1916 году.
По сторонам от парадного входа на высоких постаментах установлены скульптуры древнегреческих богов — бога врачевания Асклепия и его дочери богини чистоты и здоровья Гигеи
Здание сооружено из местного камня, своды бетонные под черепичной кровлей, изготовленной по римским образцам. Снаружи стены отделаны грубо обработанным рустованным кисловодским доломитом, добытым в Аликоновском ущелье. Каждому вырубленному блоку придан вид глыбы дикого камня.
Вид сзади.
Санаторий "Воронеж" находится напротив.
Здравница "Виктория" поражает своими размерами.
Он состоит из нескольких корпусов и обладает большой питьевой галереей. У входа в неё продают пакетики с сушёной травой.
Захожу внутрь. Вообще-то я хочу пить, поэтому пробую воду. Но почти сразу выплёвываю, в очередной раз убеждаясь, что лучше обычной питьевой воды ничего нет.
На территории санатория много современной скульптуры. Как-то связанной с темой отдыха.
Изображения рук навевают приятные мысли, тем более, что дело близится к вечеру.
- Скажите пожалуйста, в санатории танцы устраивают?
- А как же! - дама, у которой я поинтересовался, явно на них бывала.
- А любви местная обстановка способствует?
- Это от человека зависит. А вообще, любви все возрасты покорны!
Я слышу в её голосе задорные нотки. Видимо её возраст точно входит в данную категорию...
Наверное, после лечения в подобных местах и деток в капусте находят чаще...
Санаторий мне понравился. Территория полна цветами и скульптурой.
Любовный уголок.
Японский дворик.
Копия петербургского Александрийского столпа.
Памятник военным медикам.
Уже близится вечер, а я ещё не выполнил все пункты своей программы и не остановился на ночлег. Выбираюсь к вокзалу и, в разговоре с "бомбилами", стараюсь прояснить свои перспективы.
Центр помощи женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Перейти к другим рассказам
|