Итак, в гостинице у Ташкентских ворот я поведал о том, что не могу поменять или получить деньги.
- А в какой банк Вы обращались? - мои злоключения немного удивили портье.
Я привёл названия, считая их вполне солидными для совершения столь незначительных и простейших операций.
- Понятно. В эти учреждения ходить не стоило. Подобные вопросы решаются на базаре...
- ???... - я совершенно откровенно удивился.
- Да. Там есть банки и они-то выдают деньги по Western Union и другим типам переводов.
Ближайший рынок оказался неподалёку. Я прошёлся по его территории и не увидел никаких зданий банков. Пришлось обращаться за помощью
- Не подскажете, где здесь находятся банки? Мне нужно получить денежный перевод из России.
- Как это где, вот они перед Вами...
И впрямь, я стоял напротив ряда павильончиков которые отличались вывесками. В каждом сидел человек за столом, а рядом толклось несколько женщин. Войдя в один, я занял очередь, которая шла достаточно быстро. Дамы отходили от стола, зажимая в руке присланные из России доллары (все операции производились в них). Когда в моём кармане оказались три сотни, то я сразу пошёл менять полтинник (больше не имело смысла, т.к. таскать пачки узбекских сумов сложно) в один из соседних ларьков. В каморке у менялы вертелись два милиционера. Именно вертелись, т.к. там всего-то человек сидел за столом, больше не было, вообще, ничего, одни голые стены. Служители правопорядка негромко переговаривались и поглядывали по сторонам. Понятно было, что данная операция противозаконна, но попробовали бы они, в тот момент, что-либо сказать. Я был зол и чувствовал свою правоту... Милиционеры отнеслись к валютным операциям совершенно спокойно, видимо, имела место некоторая личная заинтересованность. Тут же, на рынке, я прикупил продуктов и отправился в гостиницу, решив по дороге заехать в летний дворец Бухарского эмира, называемый Ситораи Моха Хоса, сооружённый на рубеже XIX и XX веков.
Рядом с дворцом здание, построенное одновременно с ним.
Деревянные ворота.
Проходим внутрь. Нужно покупать билет, но он недорог. Велосипед я оставил на вахте.
Двор перед дворцом.
Резиденция эмира. Полностью сфотографировать её не удалось. В левой части вход.
В настоящее время помещения дворца являются музеем декоративно-прикладного искусства. Комнат в нём много, но не все хорошо освещены для того, чтобы фотографии получились удачными. Чего-то слишком оригинального нет.
На улице, у дверей, установлена пара львов. А внутри помещения, сразу за дверями, стоят две женщины плотного телосложения. Обращаюсь к ним:
- Наверное, этих львов можно уже убрать...
- Почему?
- А зачем они, когда вход охраняют две такие крепкие дамы?...
- А что правильно, мы и есть львицы... - девушки довольны.
Памятник одному из резчиков, участвовавшему в строительстве.
По двору гуляют павлины.
За одним из них стал красться японский турист. Решил сфотографировать птицу среди цветов.
Гостевой дом.
Посмотрим в нём роспись стен и потолков.
Пройдём в следующие ворота.
Далее сооружён пруд, на берегу которого стоит дом для гарема.
Сейчас в нём также экспозиция музея. Среди прочего обнаружилась статуэтка Петра I.
Эта колоннада была видна с берега пруда.
Беседка эмира.
Алим-хан, последний правитель Бухары.
В самом отдалённом уголке стоит полуразрушенное сооружение. Возможно, через какое-то время, здесь появится ещё один туристический объект.
Взглянем на цветущий сад (конец сентября) и отправимся дальше.
Вскоре я уже оформлялся в гостиницу. Вспомнил, как это происходило в 2007 году.
.... Мне предложили "холодный, потому что на северной стороне" одноместный номер за 8000 сум (160 рублей). Беглый осмотр показал, что холодным он был, в основном, из-за огромного гвоздя, вбитого в балконную дверь, который мешал её закрывать, и был мною тотчас вытащен. Трудно представить, в каком состоянии должна быть гостиница, чтобы быть ещё дешевле. В "Зеравшане" худо-бедно функционировали пара нижних этажей, выше я почему-то не обнаружил стёкол на некоторых окнах...
В этот раз всё было по-другому. Номер был вполне комфортным, а главное, с кондиционером. Я перекусил и без каких-либо вещей, отправился в центр на маршрутке. Перед уходом поинтересовался:
- А что с городскими воротами? Почему они не достроены?
- Хозяина посадили...
- Что он совершил?
- Трудно сказать. Вернётся, расскажет...
Моей целью была древняя крепость Арк. Первые сведения о ней встречаются в "Истории Бухары", написанной в X веке. Информационная же табличка сообщает, что Арк построен в I - IV веках. Крепость несколько раз разрушалась, последний раз в 1920 году. В настоящее время в ней размещается Государственный архитектурно-художественный музей-заповедник.
Посмотрим поближе. Интересно, для каких целей построена эта беседка? Любоваться закатом?
Вход в Арк. За дверями сразу начинается крутой подъём.
По галерее перемещался караул.
Поднявшись, попадаешь к мечети.
Крепость достаточно велика. Периметр её стен составляет 789,6 м, а площадь 3,96 га. Помещений много и идентифицировать почти все из них сложно.
Тыльная сторона входных башен.
Коронационный зал.
Местного льва можно принять за крупную собаку.
Какие-то переулки. По-моему, кое-где был закрыт проход.
Отремонтировано много, но эта дверь явно старинная.
Везде толпы туристов. Почему-то бросилось в глаза, что среди них велика доля итальянцев. Вместе с ними я уже осматривал сегодня летний Дворец эмира.
Этот господин сфотографировал меня. Так что буду представлять Россию в его архиве. Надеюсь, что не подведу.
Со стен Арка хорошо виден город.
Часть стены полностью разрушена, похоронив навсегда в себе многие помещения. Да и с фотоаппаратом туда не пройти, поэтому часть старой Бухары не удаётся снять сверху. Уже позже, на выходе я посетовал на данное неудобство билетёру с милиционером. После секундного размышления мне поступило предложение:
- Выходить на разрушенную стену нельзя сейчас, пока музей работает. Если хотите, можете подождать, пока он закроется, тогда можно будет что-нибудь сделать.
- Но тогда и фотографировать будет поздно...
Посмотрим на бухарское солнце. Справа видна ажурная водонапорная башня, спроектированная известным инженером Шуховым. Она возведена в 1929 году. Как элемент системы водоснабжения башня функционировала до 1970-х годов. В конце XX века на её вершине был открыт ресторан, в который посетителей доставлял лифт. Затем ресторан закрыли, а лифт разобрали. Но в башню продолжали заходить любопытные граждане. Пока одна дама не упала. После этого вход закрыли окончательно, оставив только возможность любоваться ею издалека. Что мы и сделаем.
Вид на комплекс Пои Калян. Ещё светло, значит можно успеть и туда.
По дороге прохожу мимо торговых лавок. Часть из них уже закрыта.
Самые стойкие ещё работают.
Комплекс состоит из трёх частей. Минарет Калян (1127 г) был также наблюдательным пунктом. Он включает в себя 12 декоративных поясов, у каждого из которых свой узор.
Медресе Мири Араб было сооружено в период с середины XVI века по середину XVII века. В момент моего посещения Бухары оно было закрыто.
Мечеть Калян. Вмещает до 12000 человек. Пройдём внутрь.
Взгляд через дверь на медресе Мири Араб. Оно находится напротив.
Народ собирался кучками и чего-то ждал. Вечер был изумительный. Жара спала, поэтому уходить не хотелось. Какой-то мужчина в тюбетейке рассказывал желающим о Бухаре. Дошла очередь и до меня. Он сообщил, что скоро начнётся намаз. Правда сегодня народу будет немного, но я могу остаться посмотреть. Сообщил также, что к Узбекистану живой интерес проявляют китайцы. Они отсюда тянут газопровод к себе. А взамен обещают построить шоссе Хорезм - Бухара с лучшим в мире покрытием.
Я решил подождать ещё немного, до захода солнца. Полюбовался снова минаретом Калян. Его высота 46,5 метров.
Около одного из зданий на меня пыхнуло жаром. Удивился, неужели в это время там что-то готовят? (Сразу вспомнил об ужине). Но потом понял, что это стены отдают тепло, накопленное за день.
Сделал последний снимок и поехал в гостиницу. Сначала хотел взять такси, но водители стали заламывать цену, косвенно напоминая, что Бухара - город туризма, и здесь свои правила во всём. Да и сами жители показались менее приветливыми, чем в Ферганской долине. Пару раз дети обращались ко мне по-английски с какими-то просьбами. В маршрутке, на одной из остановок, в салон ворвался разгневанный шофёр из соседнего автобуса, став выяснять отношения с нашим водителем. Что там у них за проблема была, сказать трудно, но я уже подумывал, чтобы напомнить ребятам, что они, вообще-то, везут пассажиров по маршруту... Войдя в номер, понял, что сильно устал. Всё-таки, в этот день я проехал слишком много, да по жаре. Через час я уже ложился спать. Практически сразу провалился куда-то, успев подумать, что есть, всё-таки, надёжные средства от бессонницы...
Перейти к другим рассказам
|