Баптийск является самым западным городом России. До 1945 года он входил в состав германской провинции Восточная Пруссия и назывался Пиллау ("пилз" - крепость). Первое упоминание о нём относится к 1363 году. С 1725 года поселение становится городом. В настоящее время здесь расположена база Балтийского флота, численность населения около 33 тысяч жителей.
Вернувшись накануне из Советска я не обнаружил в хостеле своего молодого соседа, приехавшего сюда в поисках свободы. Так и не отработав своего первого рабочего дня до конца, он появился после обеда, забрал все вещи и отбыл в неизвестном направлении. Видимо, необходимость трудиться вошла в противоречие с привычкой самостоятельно распоряжаться личным временем. Расположившись в холле, я узнал, что одна из дам только что побывала в Балтийске.
- Ну и как? Вам понравилось?
- Конечно. У моря всегда хорошо...
Я думаю так же. Наверное, не бывает такой погоды, когда вид бескрайних водных просторов может оставить наблюдателя равнодушным. Балтика - особа отнюдь не меланхоличная. Её настроение меняется постоянно, и часть образующейся при этом энергии передаётся находящемуся на берегу человеку.
Утром следующего дня и проехал на велосипеде до вокзала, собрал его и сел в автобус, отправляющийся в Балтийск. Утреннее солнце и свежий ветерок из открытой форточки обещали интересную прогулку. Вскоре за моей спиной уселись двое мужчин среднего возраста. Когда кондуктор предложила им оплатить проезд (около 50 рублей) то услышала, что у данных граждан, весьма неплохой упитанности, между прочим, сейчас временные трудности с деньгами, т.к. они ещё только собираются устраиваться на работу (приезжие). Когда кондуктор, видя, что денег ей не дадут, примирительно пробурчала: "Ладно, поверю вам на слово" и отошла, мужчины стали обсуждать покупку автомобиля, получение виз и прочие мелочи, которые требуют определённых трат, но делают при этом нашу жизнь значительно приятней. Они вышли на подъезде к Балтийску и, наверное, поспешили в магазин, чтобы потратить "сэкономленные" деньги с пользой для себя... Последние километры пути проходили рядом с территориями военных объектов, вид которых лишний раз напоминал о важности этого региона для обороноспособности России. Я решил выйти на конечной остановке, чтобы по пути определиться, куда стоит съездить позже, а что можно оставить без внимания.
Рядом с вокзалом находится корпус пехотных казарм, возведённый в 1904 году, ещё до Первой Мировой войны.
Пока ехал по городу, понял, до какого места нужно будет вернуться. Решил сделать это в первую очередь, а потом уже двинуться к морю, оставляя самое интересное напоследок, чтобы, по окончании поездки, ещё какое-то время наслаждаться оставшимся послевкусием.
Здания немецкой постройки.
И советской.
Памятник павшим в локальных конфликтах.
В 2010 году был заложен храм в честь Святого Праведного воина, адмирала Ушакова. В 2011 году он был освящён в честь Святого князя Александра Невского, что вполне оправданно логически, если учесть, в каких регионах действовали данные государственные и военные деятели.
Звонница пока такая, но строится колокольня.
Балтийск находится на берегу Балтийского пролива, связывающего Гданьский и Калининградский заливы. Причём, последний является лагуной, то есть отделён от остальной части акватории протяжённой Балтийской косой. Основная часть портовых сооружений города находится на берегах Калининградского залива. Посмотрим район Русской набережной.
По пути встретился памятник санинструктору Александре Серебровской, погибшей здесь при штурме города советскими войсками.
Русская набережная протянулась вдоль берега Внутренней гавани. С неё видны военные и гражданские (или вспомогательные) суда. Основная же часть комплекса базы и порта закрыта для осмотра.
Лебеди чувствуют себя вполне спокойно.
Флаги во дворе одного из домов указывают на род занятий хозяина и его политические пристрастия.
Возвращаюсь на центральную улицу. Католический храм Пресвятого Имени Марии открыт в бывшем доме пастора кирхи "Мария, звезда моря", уничтоженной во время Великой Отечественной войны. Внутри очень пристойно. В здании работает воскресная школа, наверху живёт местный батюшка, отец Михаил.
Неподалёку старинное здание школы со шпилем.
Похоже на ДК или кинотеатр.
Опять возвращаемся к комплексу пехотных казарм, показанному выше, расположенному у вокзала. Он был возведён в начале XX века и предлагал своим постояльцам весьма неплохие бытовые условия. В годы Второй Мировой войны здесь готовили подводников, в том числе, и для "морских собак" - миниатюрных подводных лодок, которые собирались на городских верфях. В настоящее время на территории комплекса располагается штаб местной базы Балтийского флота.
Высота водонапорной башни 30 метров.
Эти здания находятся поблизости (вне территории штаба).
Дом офицеров занимет бывший "Дом стрелка" (1934 г), в котором, до 1945 года, работало офицерское казино.
Ворота крепости Пиллау. Заложена она была шведами, захватившими город в 1626 году. Данная цитадель имеет форму звезды и состоит из пяти бастионов, каждый из которых имеет своё имя. Подступы к ней защищают пять равелинов.
Мемориал в честь бойцов, павших при штурме города.
Музей Балтийского флота был открыт в 1959 году. В 1962 году переехал в Таллин. Вернулся назад в 1992 году. Размещается он в бывшем здании городского суда (1903 г).
Заглянем во двор.
Матросский клуб (1906 г). До войны в нём находилась гимназия.
Праволавный собор Георгия Победоносца занимает здание бывшей кирхи.
Памятник советским морякам.
И Петру I. Это уже гавань.
Неплохой дом советской постройки расположен у воды.
Далее нужно будет перебираться на пароме на противоположный берег Балтийского пролива, отделяющего Земландский полуостров (на котором расположена приморская часть Калиниградской области) от Балтийской косы (образовавшей у берега лагуну - Калининградский залив). Пролив, на этом месте, появился в результате сильного шторма, в 1510 году, и был преобразован в канал только в прошлом столетии.
Отплываем. По правому борту навигационная вышка.
О чём-то беспокоится МЧС.
В их распоряжении есть плавстредства и посерьёзней.
Маяк высотой 33,2 метра был возведён в 1816 году взамен прежнего, 1741 года постройки. Его сигналы видны на расстоянии 16 морских миль.
С воды лучше просматриваются порт и база.
Именно туда и следует данный контейнеровоз.
Проходим мимо окончания длинного мола.
В доке идёт работа.
Взгляд на берег, от которого мы недавно отчалили. Время переправы минут 20.
Приближаемся к причалу на противоположной стороне пролива.
Приятная неожиданность. Прокат велосипедов.
Оценим ширину Балтийского пролива.
Вдоль берега канала движемся к молу "Южный". Его покрытие в отличном состоянии, а потому можно не слезать с велосипеда.
Похоже, что Балтийский флот проводит учения.
До Северного мола недалеко. Между ними самые западные морские ворота нашей страны.
Останки форта "Западный" (1869 г).
Выглядит всё достаточно живописно.
С этого места удобно контролировать подступы к проливу.
В сторону Польши уходит Балтийская коса. Её длина 65 км, из них 35 км российских (остальное принадлежит Польше).
Перебираемся на берег косы, выходящий к Калининградскому заливу. Казармы бывшей авиабазы Нойтиф. Сейчас здесь жилые и ведомственные дома.
На воде проходили тренировки спортсменов, что нисколько не мешало местным коровам заниматься привычным делом.
Закончившие выступать спортсмены собирались у одного из ангаров. Видно, что взлётно-посадочные полосы сохранились отлично.
А это вид на всю авиабазу. Работы по строительству аэродрома велись с 1934 по 1939 годы. Он принимал как обычные, так и гидросамолёты. ВПП были расположены под углом 45 градусов друг к другу, что давало возможность взлетать при любом направлении ветра. Во время войны сооружения почти не пострадали и эксплуатировались советскими военными до начала перестройки. Затем всё было брошено и быстро пришло в негодность. Сейчас можно попасть во многие помещения и на крыши зданий.
Когда ожидал прихода парома в обратную сторону, послышался сильный рёв. Причём его мощность резко возрастала. Первая появившаяся мысль была об испытаниях нового оружия, поражающим фактором которого является звук. Оказалось, что это возвращался десантный корабль на воздушной подушке. Представляю, с каким желанием бойцы покидают борт этого монстра. Пусть в атаку, только уйти отсюда... А про ужас, охватывающий вражеских солдат и говорить нечего, наверняка, оставшиеся в живых первым делом будут менять нижнее бельё...
На берегу первым делом отправимся к Северному молу, который рассматривали с Южного. По набережной.
Памятник императрице Елизавете Петровне (2004 г).
К Гданьскому заливу город также выходит песчаными пляжами. За ними протяжённая парковая зона.
Я уже осмотрел почти всё, что было намечено. Теперь можно спокойно проехать к последним оставшимся объектам. Снова крепость Пиллау, только с другой стороны.
Башня наблюдательного пункта.
Здание спортивно-оздоровительного комплекса с надписью на фасаде "ЦСКА".
В заключение немецкие оборонительные фортификационные сооружения, обнаруженные в парковой зоне.
Перейти к другим рассказам
|