Продолжительная велопрогулка первого дня закончилась затемно. Уставший, но довольный я возвратился в хостел. На кухне Микаэл разговаривал по-русски с молодым крепким мужчиной. Увидев меня, он стал нас знакомить:
- А вы земляки!
Выяснилось, что Максим тоже родом из Башкирии. Десять лет назад уехал в США, сейчас прибыл в Азербайджан изучать местное население. Работает от какого-то американского университета. Пока я ужинал, Микаэл куда-то пропал. Я так и не понял, ночевал ли он в хостеле или уходил домой (на ночь все постояльцы задёргивали шторы). Мы с Максимом сели в кухонном углу и, посматривая телевизор, обсуждали насущные проблемы. Иногда к нам присоединялась Мартина из Словакии, неплохо знавшая русский язык. Максим подвёл некоторые итоги своего исследования:
- Мы встречаемся с разными людьми: бизнесменами, представителями власти и культуры, просто разговариваем на улицах. Примерная картина настроений в обществе такова: азербайджанцы не против выезда своих соотечественников за рубеж. Хотят, чтобы те сохраняли свою культуру и традиции, не забывали об Отечестве. Но назад их не ждут.
- Почему?...
- Боятся влияния, которое могут оказать возвратившиеся назад люди, которые уже усвоили негативные привычки другой страны. Пожившие в Иране, например, могут завозить в Азербайджан радикальный Ислам.
- А те, кто жил в России?
- Думаю, что мы и сами знаем свои негативные черты. Осведомлены о них и здесь. Насколько оправданны эти опасения, сказать трудно, но они есть.
- Я думаю, что одна из причин подобного отношения ещё и в том, что в Азербайджане переизбыток населения. Потому жители и не хотят, чтобы кто-то возвращался.
- Я тоже этот момент считаю важным. Но наши респонденты его опускают.
Вот так. Уезжайте и любите Родину издалека. И не забывайте, что вы азербайджанцы, сохраняйте традиции, не ассимилируйтесь с местным населением. Можем ли мы, в России, принять такой подход?
Утром следующего дня шёл дождь. Появился Микаэл, и мы договорились, что я оставлю свой рюкзак в хостеле до вечера. Как только по оконному стеклу перестали течь струйки, я отправился в город. Теперь мне предстояло двигаться налево.
Памятник чистильщику обуви. Наверное, установлен из-за того, что такого больше нигде нет.
Я еду по набережной, вдруг ко мне заспешил какой-то мужчина в штатском, махая руками. Я понимаю, что, скорее всего, здесь нельзя кататься, но делаю изумлённое лицо. Жестами мне приказывается слезть с велосипеда.
- Но почему?... - я искренне удивлён.
- Гуляющие будут жаловаться, - после некоторого раздумья отвечает переодетый полицейский.
- Но никого же нет!...
- Всё равно...
- Что, вообще, нигде нельзя?
- По той дорожке можно, - он показывает на самую близкую к проезжей части.
Делать нечего. Со своим мировоззрением на чужой бульвар не ходят. Слезаю и качу велосипед рядом. Меня интересует море.
Глупо ходить с велосипедом в руках. Иду на разрешённую дорожку и еду какое-то время.
Музей независимости Азербайджана.
Рядом скульптура.
На набережной часто начинали суетиться сотрудники МВД. То ли президент ехал на обед (с обеда), то ли это обычное возбуждение от престижной работы на виду у всего города. Надо сказать, что полицейских в центре Баку много. У них хорошие машины и добротный вид.
По косвенным признакам стало понятно, что пора снова выйти к воде. Огляделся вокруг в поисках охраны. Как раз в этот момент затрещала рация у находящегося рядом мужчины. Вспомнился Узбекистан. Там тоже много сотрудников МВД на улицах, но с ними можно разговаривать без проблем: они общительны и редко высокомерны. Попробовал то же самое здесь:
- У меня нога болит. Можно мне не слезать с велосипеда? Я проехал тысячи километров, чтобы попасть в Баку и посмотреть набережную?...
- Нельзя...
- Но кругом никого. Кому я могу помешать?
- Нельзя...
Сотрудник с рацией в кармане излучает вокруг себя флюиды высочайшей самооценки сильной концентрации. Пристёгиваю велосипед и иду без него.
Памятник рыбаку. Наверное, местная рыба пахнет нефтью.
Художественная стрижка деревьев.
Дата открытия парашютной вышки была приурочена к 16 юбилею создания Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Сооружение выполнено в форме нефтяной вышки, его специально создавали высококвалифицированные специалисты машиностроительного завода "Бакинский рабочий".
Парашютная вышка в Баку была доступна для любого желающего испытать экстрим или потренироваться в прыжках с парашютом. Уровень подготовки не играл совершенно никакой роли, дополнительное снаряжение не требовалось. Помимо развлекательной функции вышка также использовалась в начальных военных учениях для молодежи. Существовало всего 4 уровня высоты для прыжков: 10, 20, 25 и 60 метров. С верхней планки прыгать разрешали не каждому.
В данный момент парашютная вышка давно уже не используется по изначальному предназначению. С тех пор, как в 60-е годы вследствие несчастного случая на ней погиб человек, было принято решение прекратить прыжки. Сейчас "нефтяная вышка" украшает город ярким неоновым табло, на котором всегда можно увидеть время, дату и данные о погодных условиях.
От вышки смотрит вдаль мужчина в форменной одежде. Не таможенник ли?
Не исключено, что он наблюдает за занятием нескольких дам, освободившихся, в последнее время, от необходимости выполнять тяжёлую домашнюю работу.
Здесь можно увидеть интересные растения.
И скульптуру.
А потом запечатлеть увиденное в красках для Истории. Только не забудьте вставить холст в мольберт...
Посмотрим на Музей независимости через фонтан.
Инсталляция Аиды Махмудовой. Выставлять подобные вещи, значит, можно, а кататься на велосипеде нет?
Продолжаем смотреть архитектуру.
Не забывая, что рядом плещется море.
А на берегу парк.
Этот район можно назвать самым престижным и благоустроенным.
Дорога вдоль воды закончилась. Пора уходить от моря. Теперь я уже хорошо познакомился с бакинской набережной. Да, на работы потрачено много денег, но я не почувствовал её обаяния. Видимо, не только гранит и тротуарная плитка создают ауру каждого конкретного места. Батумская набережная, например, запомнилась мне куда более привлекательной, да и человечной, что ли...
Восточные мотивы в оформлении арки.
Пожар в сравнительно новом доме. Видно, что пострадали и квартиры, расположенные выше. Ребята! Не курите в постели, хотя бы! Если не можете бросить совсем...
Баку всегда был интернациональным городом. Это видно при взгляде и на архитектуру, и на лица прохожих. Католический храм не кажется здесь инородным включением.
На территории костёла было пустынно. Увидев, что я интересуюсь их заведением, ко мне подошла служительница и пригласила войти. Выяснилось, что храм построен на участке, подаренном Гейдаром Алиевым. Деньги на его строительство собирали всем миром.
- Наверное, Польша помогла больше всех?
- Не могу сказать, больше всех или нет, но помогала. Внёс свою лепту и папа Иоанн Павел II, который приезжал с визитом в Баку.
- А этот витраж помогла создать жена нынешнего президента страны.
- Данный ковёр соткали местные мастера и поднесли папе. А он подарил его костёлу.
- Папа держал ковёр в руках?
- Конечно...
- Можно я его тоже потрогаю?
Получив утвердительный ответ, я прикоснулся к реликвии. Теперь на свете есть, по крайней мере, одна вещь, которую держали в руках и папа Иоанн Павел II, и я...
- Портрет папы выполнен также местными художниками.
Мне показалось, что на нём Иоанн Павел II получился весьма позитивным.
Интересный алтарь.
И изображение Крестного хода. Католики, вообще, в этих делах мастера.
Далее я решил углубиться в город. Меня немного сбивала местная традиция обходиться без светофоров для пешеходов (возможно, это происходило в тех районах, где просто не успели их установить). Приходилось ориентироваться, глядя на других. А другие-то, сами знаете, как соблюдают ПДД...
Выехал на аллею и остановился съесть яблоко на скамейке (термоса у меня собой не было, т.к. рюкзак я оставил в хостеле). Да и перерыв иногда нужно делать: отдохнуть немного и подумать. Впереди я видел памятник, поэтому поинтересовался у прохожего славянской внешности, чему он посвящён. Оказалось, что геноциду, которому подверглись азербайджанцы в Карабахе. Мужчина не спешил, потому что должен был дождаться внука, и подсел ко мне.
- Ну как живётся русским в Азербайджане?
- Неплохо. В 1990-е годы было неспокойно, а теперь уже давно всё успокоилось.
- Я недавно был в Армении, так там тоже помнят карабахский конфликт. Конечно, у них другое мнение о его причинах.
- Знаете, противостояние армян и азербайджанцев началось после того, как из Карабаха приехали изгнанные азербайджанские беженцы. Когда люди узнали, что с ними сделали, то поднялась волна возмущения.
- И она захлестнула многих армян-жителей Азербайджана...
- Армян убивали интернациональные банды. В них были и русские, и даже армяне...
Как-то слабо верилось, что здешних армян громили и русские, и армяне. Тем более, что собеседник признался, что в его жилах течёт смешанная кровь. Ему настала пора уходить, и я сказал:
- В Армении создаётся впечатление, что страна переживает трудный период. Может быть, азербайджанцы, уехавшие оттуда, даже выиграли...
- Так им и надо, - брошено было уже на ходу...
Я закончил отдых и подобрался к памятнику поближе.
Поехал вперёд, но оказалось, что на велосипеде двигаться дальше тяжело. Подумал и решил повернуть назад. Что я там могу увидеть нового?
Здание Верховного суда. Часть его помещений занимает культурный центр Гейдара Алиева.
Рядом памятник. Подумалось, что это тоже Гейдар Алиев, но оказалось, что увековечен один из более ранних азербайджанских руководителей.
Я решил оставшееся время покататься по центру города.
Управление железной дороги.
Создатель генератора переменного тока Никола Тесла.
Памятник Гейдару Алиеву в парке им. Гейдара Алиева. Парк больше похож на обычный сквер. Тем не менее, ко мне подошёл сотрудник МВД в штатском и заставил слезть с велосипеда. Оскорбление азербайджанской нравственности, понимаешь... В России азербайджанцы торгуют в неположенных местах и не подвергаются гонениям со стороны нашего МВД. Понятно, что не просто так. Уже отъехав, я подумал, что нужно было попробовать:
- Слушай, начальник! Давай договоримся!...
Рядом Дворец им. Гейдара Алиева. Хорошего человека должно быть много.
Музыкальная академия.
Еду дальше.
При виде очередного величественного здания (по-моему, МИД) возникает мысль, а не слишком ли увлеклись в Баку песчаным цветом? Сначала мне нравилась эта приверженность, но к концу второго дня уже явно хотелось каких-то иных красок на стенах фасадов.
Снова крепость старого города.
Самое время посмотреть пешеходную зону. Которая представляет из себя небольшой район. Т.к. я не знал, можно ли в этом месте кататься на велосипеде, то заранее пристёгиваю его и иду пешком.
Ко второму дню пребывания в Азербайджане стала вызывать отвращение привычка местных парней целоваться при встрече. Например, сидят на скамейке парни с девушками. К ним подходит группа молодых людей. Девчонки посто здороваются, а ребята целуются...
Город выглядит вполне европейским. Люди на улицах не афишируют свою конфессиональную принадлежность с помощью одежды. Но изредка это можно увидеть. Думаю, что Азербайджан вполне подходит под определение светского государства.
Об этом же свидетельствует большое количество памятников в центре города.
Не Юрий Башмет ли?
Купил мороженое. Цена высокая. Вообще, в Баку всё дорого. Примерно, как в Москве. Но Москва, конечно, по всем остальным показателям значительно превосходит Баку. Поинтересовался у местного русского, почему так происходит. Он ответил, что одна из причин в том, что азербайджанцы всё везут в Россию на продажу.
- Как-то у торговцев были проблемы. То ли Россия не пускала, то ли Азербайджан не выпускал. Так цены сразу заметно снизились. А потом всё разрешилось, и опять подорожало.
Несмотря на то, что мне пришлось походить пешком, дискомфорта я не ощутил. Кругом были скамейки. Посидел, поговорил немного с гуляющим азербайджанцем. Вспомнилось, как ещё в Батуми мне было сказано:
- Вы приглядитесь к трём большим закавказским народам. И поймёте, что мы разные.
Так и оказалось. Не могу считать себя специалистом, но некоторое мнение у меня сложилось. Деловые и целеустремлённые армяне. Эмоциональные и вспыльчивые грузины. А азербайджанцы? Трудно сказать парой слов, но они показались мне более мягкими. Менее откровенны, и не категоричны. Могут говорить вкрадчиво, но это не всегда вызывало доверие у меня, привыкшего решать вопросы напрямую, без обиняков. То, что в России принято считать качествами людей Востока, у них присутствует в полной мере.
Неизвестный мне памятник. (Но видно, что хорошему человеку).
Оперный певец Бюльбюль (1897 - 1961). Отец известного певца и композитора Полада Бюльбюль-оглы.
Театр песни им. Рашида Бейбутова. Здесь выступают местные барды.
Государственный академический театр оперы и балета (1911 г).
Азербайджанское государственное телеграфное агенство.
Памятник композитору Кара Караеву.
Девушка с шарами. Всё металлическое.
Музей азербайджанской литературы.
И памятник её основателю - Низами Гянджеви.
Институт рукописей.
Здесь работает городская мэрия.
И в заключение шикарное здание Исмаилия. Оно было возведено нефтепромышленником Мусой Нагиевым в память о сыне Исмаиле, умершем от туберкулёза. В настоящее время в нём расположен президиум Академии наук Азербайджана. В Баку есть, что посмотреть людям с разными архитектурными пристрастиями...
Перейти к другим рассказам
|