В этот день мне предстояло покататься по южной части Алма-Аты. Я уже представлял сложности, с которыми предстоит столкнуться, передвигаясь по данному городу на велосипеде.Это стиль езды местных жителей, непременной составляющей которого является проявление неуважения к малогабаритным участникам дорожного движения, большое количество автомобилей на части улиц и стихийных рынков на тротуарах. Не слишком удачен для велосипедиста и рельеф местности. Двигаться я начал от района озера Сайран. От предыдущей поездки в Алма-Ату у меня остались в памяти длинные улицы, заросшие деревьями, сквозь которые проглядывали дома советской постройки. Именно в это место Судьба вывела меня и нынче. Кое-где можно было разглядеть на фасаде нечто, что можно было бы отнести к разряду национального колорита либо к попыткам ослабить влияние попадания в помещения прямых солнечных лучей. Но всё это было выражено не слишком сильно.
То же самое и у новых зданий. Возможно, Алма-Ата и не такой уж солнечный город? По крайней мере, в дни моего пребывания такой вывод вполне можно было сделать. При том, что улицы в этом месте образуют правильную сетку с пересечением под прямыми углами, я умудрился заблудиться в них. Карта у меня была краткая, часть названий на ней не указывалась. А тут три параллельные улицы имеют схожие названия. Богенбай батыра, Карасай батыра и Кабанбай батыра. Это и ввело меня в ступор. Проеду некоторое расстояние вперёд - я на батыра. Поверну направо - опять там же. Развернусь налево - как будто не уезжал. Поспрашивал у прохожих, спокойно проанализировал ситуацию, и понял. Батыров-то три!... А то уже стал волноваться за голову. Просто не мог понять, в чём дело...
Памятник борцу за независимость Индии, духовному лидеру нации Махатме Ганди. Сооружён по инициативе индийского посольства. Оно же оплатило его установку. Является копией такого же памятника в Москве.
Протестантский храм встретил замком на воротах.
Речка Весновка. Наверное, бывает и более полноводной.
Никольский собор (1908 г). В нём совершали молебны патриархи Алексий II и Кирилл.
Поклонный крест у часовни в память жертв политических репрессий, которые серьёзно коснулись священнослужителей.
И неплохое место для раздумий. Возможно, внутри есть источник.
Памятник Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. В правой руке он держит меч. Есть объяснение, что это меч символический. Как говорил апостол Павел "меч духовный, который есть слово Божие". Но со стороны это смотрится не совсем так...
У храмовой территории раскинулся небольшой, но шумный рынок. Купил у торговки помидору побольше, помыл её и предложил:
- Давайте, я, в качестве рекламы, буду есть помидору около прилавка, а Вы за это дадите мне потом ещё одну бесплатно.
- Хорошо...
Я честно выполнил свою часть договора и напомнил женщине:
- Я всё, - хотя она и так это видела. Но дама предпочла немного сконфузиться, но не понести лишних трат:
- Вам вкусно было?...
Что тут скажешь? Должны же мы, мужчины, прощать представительницам слабого пола их некоторые проявления слабости...
Новое здание. Время от времени я выбирался на магистральные улицы разведать архитектурную обстановку. Поехал по дороге, миновав светофор последним из транспортных средств. Все машины ушли вперёд, и я покатился неспешно, рядом с тротуаром. Вдруг один из автомобилей, стоящих перед светофором в противоположном направлении ( там их скопилось много и скорость передвижения была мизерной) газанул, резко повернул влево, и, проехав по двойной сплошной, понёсся на меня. Раздался визг тормозов... Когда я стал что-то соображать, его капот уже застыл в полуметре от меня. Машина была большая, настоящая юрта на колёсах. Водитель, немолодой уже мужчина, вцепился в руль и не двигался, ожидая, видимо, моей реакции. Видно, что испугался он больше меня, т.к. я просто не успел это сделать. Так он и сидел, лицо круглое, глаза круглые, руль круглый... Будучи в России я бы, конечно, дал объективную оценку его умению вождения, но здесь решил просто поехать дальше, подумав "Не твой сегодня день, кочевник... Не будешь ты нынче рисовать ещё одну звезду на своём фюзеляже... "
Мединститут (1892 г).
Надпись на постаменте гласит, что здесь будет установлен памятник жертвам голода начала 1930-х годов. Появится ли на просторах бывшего СССР ещё один Голодомор, покажет Время.
Уйгурский театр музыкальной комедии (1930-е годы).
Рядом памятник композитору Куддусу Кужамьярову.
Памятник снайперу Алие Молдагуловой и пулемётчице Маншук Маметовой. Обе девушки воевали на фронтах Великой Отечественной войны и удостоены звания Героя Советского Союза. Алия погибла в 19 лет, а Маншук в 21 год.
Памятник сложный, поэтому сфотографировал его за два раза. За их спинами находится этот монумент, на вершине которого дети и голуби. Которые символизируют здесь счастье и мир.
В Алма-Ате административно-деловая часть города находится на юго-востоке. Так же, как и сама Алма-Ата расположена на юго-востоке страны. Чем больше мы продвигаемся в этом направлении, тем интересней становится город.
Бывший Дом правительства (1958 г).
Увидел фонтан и подумал, что в Алма-Ате их, пожалуй, немного для такого большого города.
И то же самое пришло в голову при виде роз...
Небольшая пешеходная зона на улице Жибек Жолы.
Интересного здесь немного.
Если бы не макет вертолёта казахского производства, то смотреть было бы практически нечего.
В 2007 году Алма-Ата меня не впечатлила, о чём я сообщил в Интернете. В комментариях на этот счёт мне было сказано, что я просто мало, где был. В этот раз я уже проехал большую часть города, а давнишнее мнение никак не хотело меняться. Значительная часть многоэтажной Алма-Аты (северная часть, вообще, застроена частными домами) выглядит примерно так. Длинные улицы, заросшие деревьями. Здания, в основном, советского времени, что не удивительно, ведь тогда и произошёл бурный рост города. Всё это расположено на пологом склоне горы, то есть поверхность наклонена. Остро не хватает широких улиц или площадей с далёкой перспективой, а глаз её требует... Обзор часто ниже желаемого, мне всё время этого не хватало...
Памятник Раимбеку. Установлен на месте его захоронения.
Центральная мечеть (2000 г) вмещает 7 тысяч человек.
В 1855 году губернатор Г. Х. Гасфорт основал Большую и Малую казачьи станицы, а рядом с ними Татарскую слободу. В 1857 году в Большой станице была освящена Софийская церковь, но в 1864 году её разобрали и передали в Малую станицу, переименовав в честь Казанской иконы Божьей Матери. В 1887 году церковь была повреждена землетрясением, что повлекло за собой частые ремонты. Было принято решение о её перестройке, и в 1901 году она предстала перед горожанами Казанским собором. В настоящее время храм находится в густых зарослях, а потому посмотрим его с разных ракурсов. Вид от входа.
И со двора.
Внутри собора было пусто. Служитель поддержал разговор без особого желания. Его биополе не излучало никакой позитивной энергии. Было понятно, что в будущее он смотрит без оптимизма.
В одном из соседних дворов группа шумных дам мыла большие банки, видимо, здесь находится цех по производству каких-то фруктовых или овощных заготовок. Увидя, что я поднял фотоаппарат, все дружно удалились... Это меня не удивило, т.к. условия производства были явно не соответствующими нормативам. Немного отъехав, я решил попить чаю. Во время этого занятия ко мне подошли двое выпивших мужчин. Когда узнали, что я турист, то один из них, русской наружности (да и поведения в нетрезвом виде) стал уговаривать пойти к нему в гости:
- Я тебе такого расскажу!... - при этом показывал удостоверение сотрудника МВД.
Второй, казах, стоял молча рядом, может быть, был не в состоянии говорить. Конечно, я не мог принять столь заманчивого предложения по ряду причин. Во-первых, я не употребляю никакого алкоголя во время своих путешествий. Т.к. иначе всё дело будет загублено. Во-вторых, меня не интересовали тайны и секреты казахского МВД, т.к. человеку, начинающему день с просмотра российских новостей, казахские происшествия могут показаться мультфильмами из доброго советского прошлого. Да и не было уверенности, что супруга бравого полицейского спокойно воспримет его появление домой с гостями да нетрезвого. Не исключено, что у неё рука тяжёлая... Нет, пусть уж лучше его товарищ-казах примет своей спиной первый удар скалкой...
Место, где находилась Большая казачья станица, лучше всего вычислить по куполам Софийского собора. Недалеко Центральная мечеть, рынок и автовокзал, то есть, район достаточно оживлённый, а здесь тихо. Передо мной на территорию прошли три женщины, походили кругом, разговаривая о семейных делах, и незаметно вышли...
После того, как храм из Большой станицы был отдан в Малую, на его месте была построена церковь из кирпича под тем же названием (1871 г). Землетрясение 1887 года полностью её разрушило. После изучения состояния конструкций был сделан вывод, что деревянное строение будет противостоять стихии лучше и новый собор был сооружён из тянь-шаньской ели (1895 г). В XX веке храм подвергся серьёзным испытаниям, и в 1989 году, не выдержав их, полностью разрушился. В 2005 году был освящён восстановленный собор, построенный не из дерева, а из новых сейсмостойких материалов. Один из его колоколов, весом 1600 кг, является самым крупным в Казахстане.
В настоящее время Софийский собор находится на территории возрождённого Иверско-Серафимовского женского монастыря.
Церковь Матроны Московской.
Часовня Серафима Саровского. Ещё одна часовня венчает источник.
Образцы одежды для мусульманок. Но не могу сказать, что она популярна в больших городах Казахстана. Местные дамы отдают предпочтение европейской моде. Может быть, такое дома носят?
Памятник Бауржану Момышулы в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев. Герою Советского Союза, писателю, участнику обороны Москвы.
Величественная скульптура, посвящённая великим событиям.
Генерал-майор И. В. Панфилов.
Память об афганской войне.
Рядом Дом офицеров.
И деревянное здание, построенное в 1908 году. Сейчас здесь расположен Музей музыкальных инструментов.
Вознесенский собор (1907 г) был возведён из деревянных деталей, прошитых железными болтами. Конструкция получилась высокой (54 м) и надёжной, и благополучно пережило сильное землетрясение 1910 года, когда были разрушены многие одноэтажные дома. Лишь погнутый крест напоминал о пережитом стихийном бедствии.
Епархиальное управление выглядит весьма скромно.
На выходе из парка ожидал приятный сюрприз. Среди деревьев негромко раздавалась русская песня. Сколько копий было сломано об эту тему. Бывает, и в российских СМИ поплачутся: "Они-то у нас пляшут (поют) своё... А попробуйте у них что-либо русское изобразить!..." В Алма-Ате изображают, и ничего... Исполнительницы оказались разговорчивыми, рассказали о себе, поинтересовались Россией. Конечно, я спросил у них:
- Скажите, пожалуйста, возникают у вас какие-нибудь проблемы из-за пения русских песен?
- Нет, никаких. Все воспринимают хорошо...
Памятник акыну Жамбылу. Улицы монотонно поднимаются вверх.
Украинские граждане, конечно, узнали своего духовного наставника, и, возможно, даже уловили что-либо важное для себя в его пронзительном взгляде. Остальным читателям поясняю - это Т. Г. Шевченко...
Гостиница "Казахстан" была построена в 1977 году с учётом высокой сейсмичности данного региона. Её создатели были удостоены Государственной премии КазССР. Банкет по случаю пуска сооружения в эксплуатацию проходил в новогоднюю ночь на последнем этаже. Тогда же в городе было небольшое землетрясение...
Интересное здание, скорее всего, советское.
Памятник Абаю. Абай - это прозвище, данное в семье, в юном возрасте, которое закрепилось за Ибрагимом Кунанбаевым, классиком и основоположником казахской письменной литературы. Абай жил рядом с Семипалатинском, общался с местными ссыльными и посещал городскую библиотеку. Вот что рассказывал о нём американскому путешественнику Джорджу Кеннану один из политических:
- ...В первый же раз, как мы с ним встретились, он удивил меня просьбой объяснить ему разницу между индукцией и дедукцией. А потом я убедился, что он серьезно изучает английских философов и читал всех названных мною авторов...
Республиканский Дворец школьников (1984 г) с этого места напоминает мечеть.
Я забирался всё выше по проспекту Достык. И дома становились выше. Дело было к вечеру и в голове уже сложились некоторые обобщения. Мне показалось, что в 2007 году я чувствовал себя здесь более комфортно со своей русскоязычностью. Пару раз затрагивал эту тему в разговорах с местными жителями. Ответ, в обоих случаях, был один. "В последнее время в Алма-Ату переехало много жителей окрестных деревень и переселенцев из зарубежья. Они-то и портят общую картину". Эти соображения мне знакомы, я ещё не забыл, как, будучи "лимитчиком" в Ленинграде, серьёзно ухудшал среднегородские духовные и моральные показатели. Но я подумал о другом. В Казахстане русский язык, вроде бы, является языком межнационального общения, но важная информация часто на него не дублируется (в 2007 году было немного иначе). Почему носители русского языка в бывших союзных республиках нигде, кроме Приднестровья, не смогли его защитить? А ведь они составляли почти везде значительную долю от общей численности населения. И это не сожаление о том, что дело не дошло до боевых действий. Приднестровье не пример для подражания, там была открытая агрессия, на которую пришлось ответить. Есть вполне мирные средства, которые применяются в других странах: демонстрации, митинги, забастовки и другое...
Что касается названия города... Жители страны, в первую очередь, наверное, казахи, сами решат, как называть Алма-Ату. Но мне было жаль, когда это прекрасное имя было заменено. Вслушайтесь только, как оно звучит. В нём два похожих слова, первое чуть длинней, ударение на втором слоге. Оба слова начинаются и заканчиваются на А.Произносится на одном дыхании, а фонетически просто ласкает слух. Его написание запоминается сразу, на бумаге название выглядит красиво и немного необычно для любого языка на Земле (из-за дефиса). Думаю, что оно было одним из лучших в бывшем СССР, и вполне заслужило премию высокой пробы. И так с ним поступить... Кстати, в словаре Брокгауза и Ефрона используется слово "Алма-Аты", а что касается казахских письменных источников той поры, то вполне возможно, их просто не существует... Также, если заглянуть в словарь, то казахское слово "ата" имеет несколько значений, например, "предок", "родоначальник", а не только "дед" (Википедия переводит сочетание "Алма-Ата" однозначно - "яблоко-дед"). В том числе, "отец". Например, отец мужа (жены) - это "кайын ата". Но, повторю, это дело не наше... Наше дело правильно говорить по-русски в России. А российский стандарт сегодня - "Алма-Ата". Надеюсь, под "Улан-Удэ" ещё копают?
Ещё одно новое здание. В этом месте их много.
Местная телевышка (1984 г). Внизу виден фрагмент тоннеля, посмотрим его внимательней.
В современном большом городе дороги играют важнейшую роль.Думаю, что в Алма-Ате их строительство сталкивается с определёнными трудностями. Дело в том, что деловой центр города находится на окраине и почему-то ползёт вверх по склону. Это при том, что совсем рядом раскинулись бесконечные ровные казахские степи. В которых можно спокойно строить площади и улицы любых габаритов, что и делается в Астане. Поэтому здесь что-то приходится прокладывать в тоннеле.
Проспект Достык, являющийся фрагментом пути в Медео, потянулся дальше вверх, обрастая по дороге зданиями с различным уровнем комфорта и престижности (чаще высоким), а я повернул на проспект Аль-Фараби, проходящий по южной части города и лежащий у подножия гор.
В районе данного проспекта идёт самое интересное строительство в нынешней Алма-Ате. Видимо, владельцам капиталов это место пришлось по душе. (Вводное фото тоже снято здесь).
Эта крыша перекрывает пространство между двумя зданиями, видимыми в середине предыдущего фото. Что можно сказать о Казахстане после нескольких дней пребывания здесь. В крупных городах, которые я основательно объездил на велосипеде, чувствуется экономический подъём. Что не удивительно, учитывая объём добычи углеводородов в стране. Казахстанские столицы - города вполне комфортные, по своему наполнению напоминают российские или украинские аналоги. Заметно, что значительную часть их жителей составляют "белые воротнички", стремящиеся "состояться в жизни" и ничем не напоминающие выходцев из степи... Скорее всего, экономические возможности Казахстана ещё долго будут позволять содержать эту социальную группу и даже увеличивать её размер. Конечно, есть и проблемы, хотя сегодня они не очевидны. Как и у России, у Казахстана недостаточная численность населения для содержания в порядке огромной территории. Если посмотреть статистику, то население страны почти прекратило увеличиваться. Если в 1959 году в Казахстане проживало больше жителей, чем в соседнем Узбекистане, то сегодня почти в два раза меньше. Наверное, это одна из причин привлечения гастарбайтеров и появления программы переселения соотечественников. В принципе, у Казахстана в регионе есть только один объективный союзник - Россия. Которой ни к чему пытаться что-либо отщипнуть у соседа, т.к. и своего всего хватает (кроме умения рационально с имеющимся ресурсами обращаться). Разделяют ли эту точку зрения в Казахстане, сказать не могу. Хотелось бы верить в это...
Этот небоскрёб, на сегодня, самый высокий в городе.
А дама, сидящая рядом с ним - самая пышная. Но только в номинации памятников, скорее всего...
Казахско-египетский исламский университет "Нур" ещё недавно носил имя президента Египта Мубарака.
ВУЗ занимает большую территорию. Само собой, есть вместительная мечеть.
Пора было поворачивать назад. На другую сторону проспекта Аль Фараби переходил по пешеходному переходу. В нём обнаружилось приспособление для подъёма инвалидов.
Взглянем вдоль дороги. Вскоре и я приобщился к этому большому движущемуся коллективу. Через некоторое время остановился, чтобы сфотографировать здание средней привлекательности и отдохнуть. Вижу, ко мне бежит охранник.
- Извините, то фотографировать здесь нельзя. Это частная собственность!... Снимок нужно удалить...
Мне была не нужна фотография, т.к. само сооружение было малоинтересным, а освещение недостаточным.
- Без проблем. Сейчас сотру...
- Можно я посмотрю, что фотография действительно будет стёрта?...
- Пожалуйста...
Настырный охранник убежал довольным, а я понял, что время, подходящее для фотографирования, заканчивается.
Заглянул в какой-то парк по дороге.
И выехал на Новую площадь, где, в советское время, располагались правительственные здания. Тут были монумент независимости, скульптура, фонтаны, и ещё что-то, что, всё равно, не сильно изменило моё мнение об Алма-Ате. Прогулки по этому городу показались мне малорентабельным занятием. Интересного много, но лучше подобные объекты объезжать целенаправленно, что, в свою очередь, здесь очень даже непросто...
Перейти к другим рассказам
|