Печоры - небольшой (12 тысяч жителей) городок на западе Псковской области. Вырос он рядом со Свято-Успенским мужским монастырём. Первое упоминание о Печорах относится к 1473 году, когда была освящена Успенская церковь, находящаяся в пещере. Это обстоятельство и отразилось в названии города.
В Печоры я прибыл поздно вечером, а потому успел только устроиться в гостиницу. Тихий вечер обещал приятный сон, но, ближе к ночи, стали раздаваться звуки громкой музыки. Для того, чтобы уснуть при прослушке подобной какофонии (данное слово удачно характеризует современное состояние дел на музыкальном фронте) нужно было быть либо глухим, либо хорошенько перебрать чего-нибудь алкогольного, желательно гаденькой "палёнки". К сожалению (а в более далёкой перспективе, конечно, к счастью) я не относился ни к первой категории граждан, ни ко второй, а потому пару часов проворочался. Утром поинтересовался у дежурной дамы:
- У вас что, ресторан ночью работает?
- Нет, он вообще закрыт. А что?
- Полночи за окном было слишком шумно.
- Это водители легковушек (такси и извозчики) рядом с нами собираются. Они-то музыку и крутят...
Хорошие ребята. Живут, развозя туристов, а спать спокойно им не дают. Кстати, рядом находится и полиция. Но, видимо, ночной покой гостей города её сотрудников мало волнует.
Практически от порога гостиницы я стал фотографировать. Часто в малых городках интересные дома стараются держаться поближе друг к другу. Так оказалось и здесь.
Не успел закончить с данным зданием, как ко мне подошёл мужчина.
- Вот Вы всё их фотографируете! Они себе-то сделают так, как надо! А у меня, живущего в частном доме, крыша течёт! Как дождь, так приходится в тазы воду собирать...
Мне показалось, что человек, живущий в своём доме, мог бы и сам попробовать починить крышу. Но я вовремя понял гибельность подобных рассуждений. Стоит сделать крышу, как станет ясно, что пришла пора поправить забор и покрасить наличники окон. Управишься с этим, и поймёшь, что срочно необходимо отремонтировать..., поменять..., соорудить... И засосёт трясина, отдохнуть некогда будет. Поэтому пришлось деликатно уйти от данной темы:
- Знаете, я турист, и мне сложно обсуждать проблемы Вашего города.
- А я думал, что Вы журналист!... - польстил он мне.
Состояние здания, в котором разместились Росгосстрах, мировой суд и ещё ряд серьёзных контор, не вызывало особого доверия, и в голову пришла мысль: "А не подождать ли рядом с ним дождя? Когда ещё увидишь судью с тазом в руках?...".
С 1920 по 1940 годы, в соответствии с условиями Тартуского мирного договора, Печоры, под именем Петсери, входили в состав Эстонии. От того времени осталась некоторая застройка. Возможно, в каких-то случаях мы и сегодня имеем возможность оценить качество эстонской краски.
Немало деревянных домов. Они, скорее всего, построены уже после Великой Отечественной войны.
Посмотрим вдоль улицы.
Попробуем насладиться местной пасторалью.
Здешний ДК (1926 г) стоит на ремонте, который будет проводиться силами России, Латвии и Эстонии. В его зале пели Иван Козловский и Алла Пугачёва.
Здание обладает приличной вместимостью.
Не исключено, что участие Эстонии в реконструкции объясняется желанием снова забрать себе Печоры силой. Так что желающие стать в скором времени настоящими европейцами могут загодя прикупить себе здесь недвижимость.
Здание гимназии (1926 г).
Рядом обширная зелёная зона.
Во время "эстонского периода" в городе было построено "певческое поле". Похоже, что это оно и есть.
В бывшем здании Эстонского банка (1930 г) расположилась местная власть.
Рядом Владимир Ильич среди деревьев.
Здание поблизости.
Лютеранская кирха Св. Петра была сооружена в 1926 году. Известна своим уникальным органом.
Дом пастора(1932 г).
Церковь "Благая весть" ХВЕ похожа на преуспевающую.
Мы пока кружим вокруг центра Печор. У одной из колонок мужчина, набиравший воду, поведал, что у него в доме нет водопровода.
- Значит и отопления тоже? - развил я его информацию.
- И отопления. В больших домах всё есть. А у нас кто печку топит, кто сам котёл в доме ставит.
Память о Великой Отечественной войне.
Далее небольшой центр. Если пройти дальше, то покажется гостиница, в которой я остановился (есть и другие).
Бывшая водонапорка.
Пожарная часть.
По-моему, экскурсионное бюро.
В торговых рядах есть столовая. Я заходил два раза с интервалом в несколько часов. Во второй раз купленное блюдо было совершенно несъедобным (испорченным).
Монастырская гостиница. Сюда приезжает много паломников.
Главной достопримечательностью Печор является Свято-Успенский мужской монастырь. Он стоит на холмах, в которых образовались пещеры. Известны они были с конца XIV века. Когда, в 1470 году, в одной из них поселился иеромонах Иона, над входом в неё уже красовалась надпись "Богом зданная пещера". Далее обитель стала крепостью на границе Земли Русской, и не раз отражала нападения врага. Период сильных гонений на религию (перед II Мировой войной) монастырь прожил в Эстонии, а потому полностью уцелел. Сначала обойдём его вокруг.
Если большинство укреплённых сооружений традиционно строилось на холмах, то Свято-Успенский монастырь, наоборот, возведён в долине ручья, который попадает под центральной башней на его территорию, и затем, с противоположной стороны, опять возвращается в светское общество.
Кругом тихо и просторно. Местные бурёнки пасутся на здешних лугах в условиях, которые знающий толк доктор назвал бы "санаторно-курортными".
Указатель показывает расстояние до некоторых городов.
Данная башня напомнила о Московском кремле.
Затем стены поворачивают и снова ныряют вниз, в овраг. Но в стороне показался огороженный двор и церковь на его территории. Я направился туда. Оказалось, что это хозяйственное подворье Свято-Успенского монастыря. А новый храм наречён именем Св. Симеона. Когда-то монастырь располагал большими земельными угодьями, но, находясь в эстонском государстве, он основную часть их потерял, в соответствии с проводимой в стране реформе. Не знаю, увеличились ли в нынешнее время размеры земельных угодий, но обитель обладает своим подсобным хозяйством, которое служит существенным подспорьем. Помогает патриархат, так что на жизнь хватает, даже другим помогают (со слов). Вдоль дороги раскинулся обширный фруктовый сад. Возле забора, его огораживающего, я разговорился со служителем. Оказывается, для ухода за садом нанимаются специалисты. Так и в других отраслях монастырского хозяйства. Коснулись и профильных тем. Конечно, я спросил, почему православные храмы строят мусульмане.
- Не свидетельствует ли это о кризисе внутри церкви?
- Дело в том, что мусульмане хорошо наслышаны о ценностях Православия, а потому приезжают сюда, чтобы прикоснуться к ним. Даже католики с протестантами считают, что Православие - это истинная религия. Хотя, само слово религия неправильное. Его придумали коммунисты, чтобы задушить Православие. Нужно говорить Вера. (На самом деле, понятие "религия", подразумевающее связь человека с Богом, ввёл христианский ритор Лактанций, умерший в III веке). А кризиса никакого нет. Просто, как только народ начинает тянуться к Богу, его сразу же начинают душить...
- Не могу с Вами согласиться. Президент Путин часто бывает в церкви. Да и другие руководители государства. Кто же душит?...
- А вот Путин и душит. Раньше Ельцин душил, теперь он...
Такой, вот, взгляд на современную жизнь. Сразу приходят в голову бессмертные слова актёра Михаила Пуговкина из фильма "Операция "Ы":
- В то время, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной...
Из-под этой башни ручей покидает территорию монастыря.
Эта фотография косвенно указывает, что комплекс оснащён удобствами в соответствии с современными требованиями к комфортной жизни.
Теперь необходимо подняться, т.к. вход для посетителей наверху (внизу хозяйственный).
Рядом с лестницей есть смотровая площадка, с которой кое-что видно. (На переднем плане фрагмент поднимающейся стены).
Сюда же выходит тыльная сторона местного музея.
У входа в который установлен памятник игумену Корнилию. Именно при нём были возведены каменные стены вокруг обители.
Тут же ещё одно здание, относящееся к монастырю.
Вход в обитель под надвратной церковью.
Вид стены с внутренней стороны.
Михайловский собор (1827 г) построен в память об Отечественной войне 1812 года.
Он находится наверху. От площадки перед ним спускается вниз каменная лестница, но для прохода посетителей она закрыта. Видимо, используется в особых случаях.
Все движутся дорогой, называемой "Кровавый путь". Игумен Корнилий был убит по приказу Ивана Грозного. Но царь быстро раскаялся и сам перенёс тело в один из храмов, находящихся внизу. При этом на землю капала кровь его жертвы.
У дороги установлена коляска императрицы Анны Иоанновны.
Покровская церковь была сооружена в середине XVIII века над пещерным Успенским храмом.
Сретенская церковь (1870 г).
Благовещенская церковь (1541 г).
Лазаревская церковь (1800 г).
Большая звонница.
Сооружений много. Все покрашены в яркие контрастные цвета.
Здесь трудную службу надёжно несут казаки.
Богородица с сыном.
В монастыре можно набрать вкусной воды.
И перекусить. Но своими продуктами.
По пути от монастыря к вокзалу дорога проходит мимо двух церквей. На переднем плане деревянная церковь Св. Варвары (сетуская). За ней храм Сорока Мучеников Севастийских (1817 г).
А это сами мученики. Они состояли в римской армии, но отказались принести жертву языческим богам, т.к. были христианами. За это вынесли испытание холодом, а затем огнём. Все погибли, показав небывалую стойкость.
Перейти к другим рассказам
|